13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

О том, как научить ребенка буквам, большинство родителей задумывается накануне первого класса. Естественно, хочется, чтобы процесс обучения шел легко, ведь чрезмерный груз может отбить у малыша охоту учиться. Еще лучше, если на изучение букв уйдут считаные месяцы.

Почему дети не понимают прочитанное?

Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?

Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.

Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.

В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей. Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Как научить ребенка быстро читать

Бывает, что дети, знающие алфавит с ранних лет, даже к 5–6 годам не умеют читать. Именно поэтому многие педагоги рекомендуют изучать буквы в процессе обучения чтению. Если делать это по методике Николая Зайцева, ребенок начинает читать через несколько занятий.

Читайте также:  Как правильно организовать прогулки с новорожденным?

Обучение происходит с помощью специальных кубиков. Они отличаются по размеру, весу, цвету, вибрации и звучанию наполнителя. На кубиках, помимо отдельных букв, изображены склады – комбинации из пары согласный-гласный. Ваша задача – научить ребенка правильно выстраивать кубики, чтобы в итоге получались слова.

Важно! Методика Зайцева подходит для обучения малышей любого возраста, в том числе и грудничков, и рассчитана на чтение с 3–4-летнего возраста.

Известный педагог и логопед Надежда Жукова рекомендует приступать к обучению чтению лишь в том случае, когда у ребенка хорошо развита устная речь. В помощь деткам, изучающим буквы, она разработала специальный букварь и магнитную азбуку. В книге есть методические указания и советы для родителей. Предложенная дошкольникам программа усложняется по мере изучения букв. С «Букварем» Жуковой легко научиться плавному и быстрому чтению.

Итак, обучать буквам можно с рождения, но лучше в 4–5 лет. Изучение алфавита желательно совмещать с обучением чтению.

Полезные советы для мамочек: совместный сон с ребенком

Творчество в изучении алфавита

Превратите изучение алфавита в интересный, творческий, веселый процесс.

Пишите с детьми буквы и проговаривайте их вслух. Писать можно карандашами, ручками, восковыми мелками, кисточкой с гуашью, пальчиковыми красками, мелками на асфальте или на специальной доске, водить палочкой по песку, земле, снегу, выводить буквы в мелкой крупе (хорошо подходит манка, пшено, рис, греча), рисовать фломастером на магнитной доске и т. д.

Если у ребенка еще совсем не получается писать буквы, возьмите его руку и вместе обводите буквы пальцем по контуру или рисуйте с помощью штампов и трафаретов.

Выкладывайте буквы из различных предметов: для этого подойдут предметы разной величины: кубики, блоки от конструктора Lego, прищепки, камни, деревянные палочки, магниты, пуговицы, мозаика, макаронные изделия, фасоль, крупы и др.

Творчество в изучении алфавита

Делайте аппликации. Приклейте заготовку буквы на картон или бумагу формата A4, украсьте нитками, бусинами, пайетками, кусочками цветной бумаги или пластилина, и вот уже ваша аппликация готова. Делая подобную аппликацию изо дня в день, в течение месяца вы смастерите своими руками алфавит. Готовая азбука может висеть на видном месте в квартире, время от времени ее можно раскладывать на пол и просить ребенка прыгать по буквам, словно по буквенным островкам.

Буква К из пластилина

Лепите буквы из пластилина или теста для лепки. Слепив не одну, а несколько фигурок, можно поиграть в игру «ожившие буквы». Соединив между собой, родители должны сказать, что буквы подружились, стали неразлучны, везде теперь ходят за руку и читаются как слог. Например, М, подружившись с А, стала читаться как МА. Такая игра позволит не только быстро выучить азбуку, но и подготовит ребенка к обучению чтению.

Заведите альбом, куда будете вклеивать изображения разных предметов и букв, с которых они начинаются. В этот же альбом можно вклеивать слова на определенную тематику. Для удобства используйте большие буквы из заголовков статей в журналах.

Но если вам и этого мало, то смотрите обучающие фильмы – в интернете есть множество познавательных и обучающих фильмов, где герои обучают детей алфавиту (к примеру, «Лунтик учит буквы»).

Слушайте и запоминайте песенки, читайте стихи и загадки, используйте книги с наклейками, приложения на телефоне, показывайте пантомимой алфавит, готовьте еду в виде букв, прыгайте над пропастью по воображаемым «островкам», собирая буквы.

Фантазируйте и придумывайте свои собственные методы обучения!

Творчество в изучении алфавита

Нередко можно услышать, что ребенок не хочет учить алфавит. Что в таком случае делать родителям? Самое главное – не настаивать и уважать его желания.

Попробуйте менять изо дня в день методы обучения алфавита, предлагайте новые формы – рисуйте, лепите, читайте, пойте, изображайте, слушайте и самое главное – больше хвалите, ведь похвала стимулирует интерес, влияет на внутреннюю мотивацию и делает ребенка более счастливым и уверенным в себе!

Как научить ребенка алфавиту в 5-лет – простой и понятный способ

/ 4 – 6 лет / Как научить ребенка алфавиту в 5-6 лет – простой и понятный способ

Оптимальный возраст для изучения алфавита – 5-6 лет. К этому времени малыш уже перестанет искажать произносимые звуки, будет быстрее воспринимать информацию и запоминать ее. Познавательный интерес, направленный на изучение окружающего мира и активно проявляющийся как раз в этот период развития ребенка, будет огромным подспорьем в освоении букв.

Знакомство с алфавитом

Изучение алфавита должно происходить регулярно и систематически, но при этом занятия не должны утомлять маленького ученика.

Перед знакомством с буквами необходимо «разбудить» у ребенка интерес к ним.

С этой целью можно не только читать книги, но и рассматривать иллюстрации к сказкам, предполагать, о чем будет речь в произведении, размышлять о поведении персонажей. Постепенно развиваемый читательский интерес будет побуждать к изучению алфавита и обучению чтению.

Когда ребенок будет готов к обучению, можно приступать к изучению букв. Чтобы после знакомства с буквами ребенок не потерял интереса к читательской деятельности, важно учесть несколько моментов.

Выбрать нужно один вариант: учить или буквы, или звуки.

При этом важно понимать, что звуки детям выделять в слове легче ([б] – барабан, по сравнению с «бэ» — «барабан»), да и в процессе обучения чтению им будет проще соединять 2 звука, чем 2 буквы («бэ» и «а» они будут читать «бэа» вместо «ба»).

Читайте также:  Как научить ребенка читать: быстро, по слогам, в домашних условиях

Если малыш все схватывает на лету, то ему будет любопытно узнать, что буквы – это значки, с помощью которых зашифровываются издаваемые звуки, и не всегда их название читается так, как называемый звук.

Не нужно вываливать на ребенка всю информацию сразу. Знакомство с буквами должно происходить постепенно.

На одну букву можно потратить не один, а несколько дней, пока она не станет узнаваемой. Только потом можно переходить к следующей.

Не всегда целесообразно изучать буквы в порядке алфавита. Лучше начать с гласных, а потом уже приступить к знакомству с согласными. Самые сложные буквы оставляют напоследок (ь, ъ).

Как научить ребенка алфавиту в 5-лет – простой и понятный способ
  • В какое время проводить занятия?

Не стоит выделять для занятий строго определенное время: ребенку сложно заниматься одним видом деятельности более 10-15 минут, а если не закреплять изученное постоянно, то все забудется очень быстро.

Лучше ввести процесс изучения алфавита в быт ученика: утром с буквой познакомились, выложили ее на завтрак из овощей, во время прогулки нашли слова, начинающиеся с этой буквы, а вечером раскрасили или сделали макет из подручного материала.

Однозначно второе – любые наказания в конечном итоге провоцируют появление негативного отношения к той деятельности, которая их спровоцировала. А если ребенку неинтересно то, чем он занимается, то все усилия будут безрезультатными.

Чтобы мотивировать ученика, повысить уверенность в своих силах, нужно как можно чаще его хвалить за любой успех. С этой же целью не следует проводить разного рода проверки и экзамены: все дети разные, и усваивают они материал по-разному.

Методы изучения алфавита

Любое занятие должно проводиться в игровой форме с использованием разнообразных методов, которые помогут запомнить всю выдаваемую информацию (или, по крайней мере, большую ее часть).

Обучение будет легким и интересным, если использовать в процессе:

  • Занимательные задания (головоломки «Спряталась буква», «Сколько букв на строчке», раскраски, загадки, стихотворения).
  • Словесные игры («Выдели первый звук», «Какая буква спряталась в домике, если известны хозяева», «Найди как можно больше слов на нужную букву»).
  • Метод ассоциаций (взрослый называет букву, ребенок – слово, начинающееся на эту букву).
  • Практические методы (изготовление алфавита из пластилина, соленого теста, природного материала, ткани и т.п.).
  • Магнитные буквы или кубики, из которых можно будет складывать даже целые слова.
  • Развивающие мультфильмы и видео.
  • Компьютерные игры.

Быстро запоминаются буквы, изученные в нестандартной ситуации. Например, совместная выпечка печенья – букв, рисование букв на снегу или песке во время прогулки, съедобные буквы (из горошка или кукурузы на поверхности салата, из крема на верхнем корже торта).

Еще интересно и увлекательно будет находить буквы, спрятанные вокруг (облако в виде «о», стволы деревьев – «к», столбы – «л»). Если задействовать все способы запоминания, то процесс изучения алфавита будет проходить легко и быстро.

Поделитесь с друзьями:

Секреты успешного изучения алфавита

Любые занятия с дошкольником продуктивны только при наличии интереса у обучаемого. Прежде чем знакомить малыша с миром букв, следует его заинтересовать этой темой. Старайтесь чаще и больше читать ребенку. Рассказывайте о том, что, выучив алфавит, он сможет сам прочесть любую книгу или даже папину газету. Полезно также время от времени напоминать, что прочитать можно не только захватывающие истории, но и полезные энциклопедии. И самое главное — вдохновите ребенка личным примером. Практически всегда в семьях, где взрослые читают книги, малыши с большим удовольствием осваивают письмо и чтение.

Вы спросите, как выучить алфавит с ребенком 5 лет? Начните с игр, знакомящих с буквами. Не пытайтесь организовывать занятия наподобие школьных уроков, скорее всего, ребенку будет скучно. Педагоги не рекомендуют также принуждать малышей. Если обучение станет обязанностью, интерес к нему вряд ли сохранится.

Фонологическая осведомленность

Исследования показывают, что дети со слабой фонологической осведомленностью становятся слабыми читателями. Родители могут почти гарантировать, что их дети станут опытными читателями, начав с фонологического осознания. Они должны забыть специальные карточки, рабочие тетради и другие дорогие наборы, и просто делать процесс обучения чтению забавным, легким и простым. Фонологическое сознание — игра со словами, превращение всего процесса обучения в игру. Нет необходимости, чтобы родители садили своих детей и давали формальные уроки.

Вместо этого, родители должны учить этому в течение дня весело и органично:

  • Проявите творческий подход. Что это значит? Разговаривайте со своими детьми, подбирая рифмы к словам. Читайте детские короткие стишки и книги с использованием рифм. Это позволит более запомнить слова.
  • Играйте в словесные игры в машине. Время в машине представляет собой потрясающую возможность играть в простые словесные игры. Придумайте как можно больше слов, начинающихся на «м»: машина, мясо, мыло, мама, молоко. Придумайте как можно больше слов, которые ассоциируются с кошкой: молоко, сосиска, погладить, ласковая и т.п.
  • Играйте в «Я шпион». Используйте эту игру, когда нечем заняться в какое-либо свободное время. К примеру, когда вы сидите в очереди к врачу, едете в транспорте, идете к кому-то в гости, сад или школу. Что это за игра? Пример: «Я вижу дерево перед нами, оно зеленое, начинается на букву «И» (Ива)». «Я вижу коричневое живое существо, оно бежит к нам навстречу и начинается на букву «С» (собака)». И таких вариантов может быть.
  • Слушайте детскую музыку. Это один из самых простых способов привить фонологическую осведомленность у детей.
Читайте также:  КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

Учим буквы в года

В этом возрасте ребенок достаточно подрос, чтобы усваивать более сложные вещи. Но и теперь сажать его за парту еще рановато. Он уже может осознавать, что буквы на страницах книг несут какую-то информацию. Он наверняка понимает, что взрослые каким-то образом извлекают из них целые слова.

Но обучение для него пока еще должно быть игрой, хотя уже и при несколько изменившихся условиях.

Четырехлетний ребенок постигает мир не только через зримые образы, но и через воображение. У него достаточно богатый словарный запас и неуемное любопытство. Именно в этом возрасте он начинает забрасывать своих родителей разными вопросами.

Он сам озвучивает, что его интересует. Он смотрит, слушает и запоминает. Его зрительная и слуховая память постоянно развивается. Он стремится к подражанию, повторению. Его память очень цепкая, хотя он и не умеет еще долго на чем-то концентрироваться.

Чтобы чаду было легко пусть ваши уроки будут похожи на игры в ассоциации. Не пытайтесь пока учить буквы алфавита по порядку. Начните с гласных, потому что их запомнить и повторить гораздо легче.

Свяжите воспроизводимые звуки с эмоциями и ситуациями, понятными ребенку. Когда вы будете писать эти буквы, то попробуйте найти для него объяснение, почему они выглядят так, а не иначе. Найдите ассоциацию, которая поможет запомнить их на бумаге. Не забываем и про кубики с буквами, как хорошее наглядное пособие.

Согласные учите парами – глухие и звонкие. Так они быстрее и легче запомнятся. Не нагружайте его сразу и много. Добавляйте новую информацию постепенно, но постоянно повторяйте то, что уже усвоили. Процесс должен быть постепенным. Перед тем, как добавить что-то новое, убедитесь, что ребенок умеет правильно выговаривать буквы, которые учили до этого.

Рекомендую приобрести магнитную азбуку и по мере изучения закреплять буквы на холодильнике. Чтобы они были у ребенка перед глазами, а вы могли невзначай о них упомянуть или попросить малыша еще раз назвать.

Что именно читать детям?

Вовлечение ребенка в чтение начинается с совместного чтения с мамой, задолго до изучения букв. Как выбрать лучшие книги для чтения?

Мозг ребенка как чистый лист. Одновременно с этим мозг — это мощнейшая нейронная сеть, которая строится всю жизнь. Особый период — детство. Мы беспокоимся, чтобы кроха не скушал «бяку», но часто не замечаем, каким информационным полем мы его окружаем, какие книги читаем. Через чтение книг в детстве закладываются самые главные категории — добра и зла, милосердия и справедливости. Такие чувственные ощущения появляются от прочтения проверенной временем классической детской литературы.

Итак, самый важный момент — правильно подбираем книги.

Научить ребенка читать нужно вовремя

Для малышей чтение — это не только волшебный мир сказок и общения с взрослыми, но и загадочный шифр из каких-то значков. Сначала нашим крохам вообще кажется, что мы рассказываем им истории по картинкам. И только чуть позже они начинают понимать, что взрослый читает, и пока это загадка, как он это делает.

Правильно расшифровать крючки и палочки ребенку сложно. Так что прежде, чем пытаться научить ребенка читать, обязательно убедитесь, что он хорошо знает все буквы.

Это особенный момент. Ведь ребенок воспринимает все чувственно, а знаки в виде букв это пока немного абстрактные для него понятия. Сейчас много развивающих игрушек, где буквы и цифры присутствуют как бы фоном, и дети запоминают их непроизвольно. Просто взрослым нужно вовлекать детей в эти игры.

Лучше всего, чтобы ребенок уже знал буквы в возрасте 3-4 лет. При этом начинать учиться читать простые слоги можно, даже выучив всего несколько букв. Так с самого начала обучения ребенок начинает понимать, для чего нужны буквы, это дает стимул в обучении. Надо помнить, что ведущий вид деятельности в этом возрасте — игра, поэтому у занятий по обучению чтению должен быть игровой сюжет, подкрепленный наглядностью — интересными картинками. Например, читаем слог АХ — это зайчик удивляется, вытянув из земли огромную морковку; ОХ — это мишка вздыхает, ведь у него болит зуб, и т.п.

Если в 6 лет мама только очнулась, что ребенок не читает, то может начаться не учение, а мучение.

Очень важно не пропускать этапы развития ребенка. Догнать упущенное всегда сложнее

Так что учим правильно читать вовремя. У современных детей большой потенциал. Они словно рождаются с планшетом в руках и хотят научиться читать тоже гораздо раньше, чем их родители.

Вам также может быть интересно . Дети Восприятие ребенком наказаний в цивилизованной семье Суть и причины насилия Семья – первый социальный институт для ребенка. Это место, в Дети Юлия гиппенрейтер: родителям: как быть ребенком Дайте ребенку повозиться самому Давайте вернемся к нашим детям. Чем мы можем им помочь, Дети О книге «общаться с ребенком. как?» ю. б. гиппенрейтер Часто задаваемые родителями вопросы и ответы на них Известный психолог и педагог Юлия Борисовна Дети Контакт с ребенком 7 Как наладить отношения с ребенком  Новые дети чрезвычайно прямолинейны, искренни и имеют собственное мнение