13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Что делать

Первый этап – посещение врача. Исправить ситуацию помогут занятия с логопедом. Если по определённым причинам у вас нет времени на постоянные визиты к врачу, проводите обучение дома.

Посетите хотя бы одно-два занятия, побеседуйте с врачом. Специалист познакомится с дошкольником, осмотрит полость рта, выявит проблему, подскажет методы решения.

Возьмите на заметку:

Что делать
  • не отказывайтесь от визита к логопеду. Короткая уздечка языка – частая причина неправильного произношения многих букв, невнятной речи;
  • если дефект не был обнаружен педиатром ранее, логопед порекомендует подрезать уздечку, чтобы язычок свободно двигался в ротовой полости;
  • операция несложная, занимает мало времени. Единственный нюанс: психологический дискомфорт. По этой причине врачи советуют проверить длину уздечки в раннем возрасте, чтобы малыш быстро забыл неприятный момент.

[note]Обратите внимание! Иногда логопед выявляет аномалии прикуса, направляет к детскому ортодонту. Иногда без установки корригирующих пластин, других ортодонтических аппаратов не обойтись: некоторые дефекты зубного ряда мешают правильному произношению.[/note]

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

Читайте также:  Куда поехать в марте с ребенком: максимум веселья минимум хлопот

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей. Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Не заниматься, а играть!

Если все остальные звуки из русского алфавита ребенок освоил без проблем, то немного подкорректировать речевой недостаток можно и дома. Для того чтобы научить своего ребенка говорить букву «р», необходимо выполнять артикуляционные упражнения. Заниматься следует регулярно и целенаправленно. Прежде, чем начать их выполнение, лучше посмотреть, как это правильно делать, на специальном видео:

Параллельно с тренировкой мышц языка не забывайте акцентировать внимание малыша на этой фонеме. Преднамеренно выделяйте её в словах. Покажите малышу, как работают речевые органы, когда человек произносит букву «р». Это поможет научить кроху произносить желаемый звук.

Подготовка к овладению звуком должна состоять из выполнения таких упражнений (их делают перед зеркалом):

  1. «Чистим зубки». Губы ребенка находятся в положении «улыбка». Язык поднять вверх и провести его кончиком по внешней и внутренней стороне верхних зубов. Обязательное условие: нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  2. Поиграем в дразнилку. Рот приоткрыть. Высунув язык, опускать его вниз-вверх. Можно предложить малышу, в процессе выполнения этого упражнения, говорить какие-нибудь слова.
  3. «Заведи мотор». Стучать языком в нижнюю сторону верхних передних зубов, произнося букву «д». В это время производить движения чистым пальчиком по корню языка вправо-влево.
  4. «Катаемся на лошадке». Покажите дошкольнику, как цокать языком, подражая стуку копыт. Попросите его повторить такие звуки несколько раз. Контролируйте правильно выполнения упражнения. Ребенок не должен двигать нижней челюстью.
  5. Игра-соревнование «Xей язык длиннее?». Высовывайте язык как можно дальше вперед, не опуская его вниз. Попробуйте достать кончиком языка до носа.

Такие занятия должны напоминать игру. Тогда у ребенка возникнет желание выполнять упражнения. Рационально использовать и другие методы, чтобы справиться с задачей и решить вопрос: как научить ребенка говорить букву р. Учите чистоговорки. Их можно найти в логопедических книгах. Это небольшие стихотворения, где очень часто можно встретить букву «р». Ежедневно повторяйте с малышом стихи, где используются звуки «т» и «д» или сочетания «да-да-да», «та-та-та».

Научиться выговаривать звук «р», помогают звукосочетания «трррр!» либо «бррр!». Их следует произносить, не напрягая губы.

Не переживайте, если кроха не сразу станет говорить сложную букву. Упорство и положительный настрой обязательно помогут научиться артикуляции.

Почему ребенок не выговаривает букву «к»?

Частой причиной того, что малыш не говорит букву «к», становится то, что родители и другие близкие родственники сюсюкают с ним, то есть подражают его несформировавшимся речевым навыкам. Речь взрослого опускается до уровня детской речи. Ребенок, не слыша вокруг себя нормально проговариваемых звуков и букв, не может узнать, как их правильно произносить. Чтобы малыш учился говорить правильно, речь родителей должна быть четкой и понятной.

Читайте также:  Начинаем кормить: принципы и правила успешного ГВ

Другие причины, мешающие ребенку правильно выговаривать тот или иной звук, в частности «к», заключаются в следующем:

  1. Патологии со стороны слухового аппарата или органов зрения.
  2. Слишком большой или маленький язык.
  3. Короткая связка, располагающаяся под языком.
  4. Парез корня языка.
  5. Тонкие или толстые губы, которые мешают нормальной артикуляции.
  6. Неправильное строение зубов или челюсти.
  7. Гипотонус корня языка.
  8. Ринолалия (расщепление твердого и мягкого неба).
  9. Готическое, щелеобразное или узкое строение неба.

Как ребенка научить говорить в года

Главный двигательный механизм развития речи — мелкая моторика. Именно ее нужно тренировать, чтобы малыш начал разговаривать. Для этого будут полезны простые упражнения:

  • лепка из пластилина или теста;
  • рисование пальчиковыми красками;
  • поиск мелких игрушек в емкости с крупой, фасолью или горохом;
  • ежедневная зарядка для пальчиков;
  • массаж ладоней.

Помимо упражнений, есть много специальных игрушек, разработанных для развития навыков и умений, в том числе мелкой моторики:

  • мозаика;
  • пазлы;
  • сортеры;
  • шнуровки;
  • конструкторы

Старайтесь разнообразить занятия, совмещая игры и упражнения. Кроме того, вывести малыша из состояния темповой задержки развития речи поможет коммуникативный «толчок». Если в домашних условиях ребенок привык общаться с помощью жестов, то у ровесников это вызывает недоумение и непонимание. беседы с разговаривающими сверстниками нередко становится «спусковым крючком» для появления речи. Эффект усилится, если ежедневно:

  • Читать сказки и детские стихи. Это разовьет воображение ребенка, познакомит с новыми словами и привьет интерес к чтению.
  • Петь песни, колыбельные на ночь. Во-первых, это приятно, а во-вторых, развивает речевой аппарат, музыкальный слух и чувство ритма.
  • Связывать слова с образами. Рассматривая вместе с малышом картинки, рассказывая, что на них изображено, взрослые помогают связать слова с образами, что ускоряет развитие ребенка;
  • Описывать вслух все, что находится вокруг, и постоянно задавать вопросы. Это хорошо стимулирует детский мозг, заставляет думать и полноценно выражать свои мысли словами.

При общении избегайте «детских» словечек и коверканья языка, говорите четко и внятно. Это избавит от необходимости переучивания малыша, долгого перехода от «бибики» к машине, от «ням-ням» к человеческому — кушать.

Темповая задержка речи легко поддается коррекции и под силу любому родителю. Однако бывают случаи, когда лучше обратиться за консультацией к специалисту для исключения неврологических патологий. Это нужно, когда двухлетний ребенок:

  • не откликается на свое имя и просьбы;
  • не произносит даже простые слоги;
  • не указывает на предметы, о которых идет речь.
  • не жестикулирует, а добивается своего исключительно плачем.

Только врач может выявить проблему, а в случае ее присутствия, назначить лечение и дать рекомендации как научить ребенка говорить в таком случае. Если патологий нет — все в ваших руках! Возможно вас заинтересует статья "Как научить ребенка считать".

Как научить ребенка говорить букву Л

О том, как научить ребенка говорить букву «Л», нужно знать заранее, чтобы предотвратить переход неправильной речи в привычку. Ведь исправлять всегда труднее, чем учить.

Для того чтобы поставить правильную артикуляцию звука «Л», нужно:

  • Показать сжатые зубки, растягивая губы в улыбку (так будет легче произнести твердый звук).
  • Кончик языка может давить на верхние зубки или на альвеолы.
  • Следить за тем, чтобы язычок не был прилегал к боковым зубам, тем самым он дает проход воздуху.
Читайте также:  Развитие ребенка во второй месяц жизни

Чтобы поставить правильное произношение этого звука, необходимо многократно тренировать его в слогах: ЛО-ЛЫ-ЛА-ЛУ ИЛИ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ.

Задержка речевого развития

– Какой порядок действий при ЗРР? Какие пройти обследования? Нужно ли ЭЭГ, УЗДГ, МРТ? Ребенок в 3,7 почти не говорит, каковы причины? К каким специалистам идти на занятия? Что может сделать мама сама?

Какова диагностика и лечение алалии? До какого возраста возможно исправить проблемы с речью? Что делать, если ребенок не хочет заниматься и повторять?

Невозможно заочно назначить обследования. Вначале стоит идти к неврологу. Невролог обязательно смотрит ребенка, его рефлексы, кожные покровы, разговаривает с ним, подробно расспрашивает маму о развитии ребенка, о протекании беременности и родов, и только после этого назначается обследование. Да, это может быть энцефалограмма (ЭЭГ) и Доплер (УЗДГ), но, вполне возможно, что нужны еще какие-то обследования.

МРТ – достаточно сложное обследование, его обычно назначают строго по показаниям. То есть, если, например, у ребенка новообразования, опухоли, кисты или еще что-то такое похожее, тогда – да. Повторяю, все эти назначения делает врач (в данном случае невролог), никакой другой специалист назначить такие обследования не может.

Почему ребенок в 3,7 не говорит, какие причины? Причин огромное количество. Заочно это выяснить вообще невозможно, но даже и в очной беседе причины можно представлять только примерно. Да, это может быть внутриутробная проблема, болезни мамы, болезни ребенка, экологические факторы, токсикозы первой и второй половины беременности, отечность беременной, какие-то осложнения при родах, быстрые роды, кесарево сечение. Наверное, стоит даже остановиться, потому что это всё может быть, и при этом всё будет благополучно или не выльется ярко в проблему.

К сожалению, мы не найдем первопричину, а на каких-то объективных обследованиях, таких как Доплер, вполне можно узнать особенности кровотока, например, нет ли проблем с притоком и венозным оттоком. Но это будут косвенные причины, которые помогут неврологу разобраться в неврологической симптоматике.

Дальше мама спрашивает, если у ребенка алалия, какая диагностика и лечение. Это может определить невролог (сам диагноз ставит психиатр), он назначит обследования и лечение, после этого консультирует логопед и делает логопедическое заключение.

До какого возраста можно исправить проблемы с речью? Смотря какие проблемы. Если речи нет в три года, нужно активно, как можно быстрее, а лучше до трех лет, начать заниматься формированием, вызыванием речи. Если, например, пятилетний ребенок, там уже становление лексико-грамматических, фонетико-грамматических категорий, там работа с качеством речи. Но если ребенок не говорит и в пять, и в шесть, и в семь, и так далее лет, всё равно нужно заниматься с этим ребенком. Да, конечно, качество будет хуже и прогноз хуже, но до периода, скажем, пубертата я бы активно советовала родителям не опускать руки, заниматься ребенком.

Понимаете, если ребенок не Маугли и находится в обществе, в социуме, то он понимает, что речь нужна, что мы все говорим, и он это видит и осознает. Тогда у него есть возможность заговорить вплоть до пубертата. Ну как заговорить: научиться говорить слова и фразы, скажем так. Если же ребенок живет не в социуме, то самый последний срок – это шесть лет. Если до шести лет ребенок не выведен из дикого сообщества, то есть из среды животных, то тогда разговорить такого ребенка практически невозможно.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься и повторять? Начните, наверное, всё-таки не с речевых занятий, а с занятий с психологом, потому что, может быть, там проблема-то не речевая. Есть дети абсолютно незрелые, и нужно начать играть, а в игре появится и желание повторять и взаимодействовать. Сейчас очень много игровых терапий (директивная и недирективная, песочная, флортайм и др.).