Чему необходимо научить ребенка?

Став родителями, мы с вами взяли на себя огромную ответственность – быть учителями. Нам предстоит рассказать и показать своему крохе все! Чтобы он мог не только читать, считать и писать, но и различать хорошее от плохого, уметь размышлять, чтобы самостоятельно принимать мудрые решения. Осталось только выяснить, а хорошие ли мы с вами учителя? Хотите узнать это? Тогда эта рубрика для вас. Она станет вашей выручалочкой, а порой и подсказочкой!

Саморегуляция

Для начала спросите себя: я различаю понятия «чувствую/ощущаю»? Что вы отвечаете на вопрос «Как ты?», а что — на вопрос «Как ты себя чувствуешь?». В нашем языке первый вопрос предполагает ответ о психическом состоянии, а второй — о физическом. Как ты сегодня? Мне хорошо, или грустно, или я озабочен, или в тревоге, или мне весело, я счастлив. Большинство подростков оперирует понятиями «норм» и «хреново». И дальше, как принято, следуют различные советы, как выйти из состояния «хреново» и вернуться в состояние «норм». Хотя, согласитесь, хреново потому, что не сделал домашку, а вспомнил об этом сейчас, или хреново, потому что любимая девушка порезала себе вены и сейчас в больнице, — это разные хреновости. Так что первейшая наша обязанность — научить ребенка различать свои эмоциональные состояния, правильно их называть, отличать эмоции от физиологии. То есть, грубо говоря, не пытаться заливать тоску вином, не соглашаться идти на каток, когда кашляешь, «чтобы развеяться, а то ты что-то грустная». Она не грустная, она после болезни слабая. В идеале — не путать гастрит с приступами паники. Девушки должны знать, что такое ПМС, чтобы не впадать в панику «ой, никто меня не любит, погибаю» каждый месяц. Все без исключения обязаны хорошо знать средства контрацепции и до «от зубов отскакивает» выучить правила безопасного секса.

Очень важно, чтобы к моменту отъезда из дома молодой человек был ознакомлен с функционирования своего организма в медицинском смысле. Чтобы вопросы медсестры на первом осмотре в студенческой поликлинике не ставили его в тупик. «Мам! Я чем болел? А травмы головы были? А откуда у меня этот шрам на пузе? Они спрашивают, какие прививки. А у нас в роду психи были? Шучу, шучу, это не врач, это ребята интересуются». Для девочек важная информация: болели они краснухой или нет, и когда, это на случай внезапной беременности. Вообще, посвящайте ребёнка в тонкости его жизни, например: «Когда ты заболеваешь, у тебя в первый день очень высокая температура, помогает ибупрофен/парацетамол в таком-то виде, потом тебя обычно рвет, потом ты лежишь пластом сутки, потом все в порядке». Казалось бы, все это происходило с ним не раз и не два, но дети не фиксируют и никак не обрабатывают эти события. Есть мама — она позаботится. Девочки обычно в курсе, мальчики обычно никак вообще. Связь между «поздно лег — с утра в глаза как песок насыпали» неочевидна, ее надо устанавливать. Менее известные закономерности типа «если выпить жидкость из пузырька, на котором написано яд, рано или поздно почувствуешь недомогание», «сожрал два чебурека и шаурму возле вокзала — три дня не отходил от туалета», как оказалось, требуют экспериментального подтверждения на большом массиве данных. Одного раза явно недостаточно.

Любить себя.

Любовь к себе – наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Читайте также:  Воспитание детей от 0 до 3 лет — вклад в будущее ваших детей

Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница накричала на него. Он может подумать о том, что у нее сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.

Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.

Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу, которую он реализует в действии. Поэтому рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!»

Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?», «Почему рыба не захлебывается в воде?», «Почему люди стареют?»…

Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить их.

Понuмать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь – поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.

Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый».

Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство.

Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.

Читайте также:  Развитие ребёнка по месяцам до 1 года: что должен уметь

Знать, в чем можно полагаться на взрослого. К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которыми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо объяснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважают их права.

Как заинтересовать малыша чтением

Чтобы домашнее обучение было успешным, главное — мотивировать малыша, суметь вызвать у него интерес к чтению. Рекомендации здесь будут следующими:

  1. Конечно же, с раннего возраста (буквально с рождения) читать крохе книги, показывать яркие картинки, беседовать по содержанию сказок и рассказов. Полюбив книгу, ребёнок сам захочет научиться её читать.

    Буквально с рождения крохе нужно постоянно читать книжки, демонстрируя при этом красочные картинки

  2. Сводить дошкольника в библиотеку. Пусть он полистает детские книги на полках, выберет понравившееся издание (конечно, читать его ещё будет мама).
  3. На прогулке всё время привлекать внимание карапуза к вывескам магазинов, красочным рекламным баннерам. Нужно говорить ему, что слова и буквы окружают нас повсюду, так здорово самому уметь их читать.

    На улице нужно постоянно привлекать внимание ребёнка к красочным вывескам, рекламным баннерам

  4. Личный пример взрослых. Малыш должен чаще видеть родителей с книгой, нежели с планшетом или у экрана телевизора. Очень полезны семейные чтения.
  5. Знакомить ребёнка с ровесниками или детьми постарше, которые уже умеют читать. Это может подстегнуть малыша.
  6. Повесить в детской комнате или в другом месте дома яркий плакат с алфавитом, который будет привлекать внимание ребёнка. Хороший вариант — интерактивное панно, где каждая буква озвучивается нажатием.

    Детей всегда привлекают интерактивные пособия — такой плакат поможет запомнить буквы

  7. Тему букв, алфавита нужно обыгрывать в рисовании, лепке, аппликации, конструировании из подручных материалов. При этом следует развивать образное мышление ребёнка, например, показать ему, что буква «О» похожа на бублик, а «П» — на турник и т. д.
  8. Чаепитие с буквами. Будет здорово найти в магазине печенье в форме букв. Это лишний повод поговорить о них и даже составить слова. Кстати, такое печенье можно спечь дома самостоятельно. Как вариант можно поискать макароны в форме букв.

    Замечательная идея — купить или испечь печенье в виде букв русского алфавита

  9. Приобрести своему чаду магнитную азбуку. Пусть буквы он прикрепляет к холодильнику или на другую поверхность. Также можно поиграть в «магнитную рыбалку»: все буковки сложить в тазик и предлагать малышу достать нужный вариант. А когда он вытащит букву, взрослый проводит аналогию со словом: «Смотри, буква «Ж» так похожа на жука!».
  10. Дать ребёнку попечатать на клавиатуре компьютера, ноутбука, а затем распечатать его «письмо» (ведь дети так любят повторять действия взрослых).
  11. Приобрести домино или лото с алфавитом, в которые взрослые будут играть с малышом. Кстати, такие пособия родители могут сделать и самостоятельно.

    Можно приобрести домино, где буква соединяется с картинкой (И-индюк, Д-девочка, Л-лиса и т. д.) — это также стимулирует интерес к чтению

Видео: как мотивировать ребёнка к чтению

важных советов о развитии навыка чтения у ребенка

Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.

Алфавит с раннего возраста

Читайте также:  Как пережить кризис 3-х лет в семейных отношениях

Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.

Ненавязчивое обучение

Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.

Занимайтесь каждый день

Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Заинтересовывайте чтением

Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.

Кроме книжек, появляются и качественные приложения и сервисы, обучающие чтению в интерактивной форме, способные заинтересовать ребенка и дать ему необходимую мотивацию для кропотливого изучения букв, слогов, слов. Они могут ни в чем не уступать книге по качеству иллюстраций, объему обучающего материала, но при этом привносить важный элемент игры, так необходимый для детей.

От простого к сложному

Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:

  1. изучайте звуки;
  2. переходите к чтению по слогам;
  3. научите ребенка слитию слогов.

Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.

Как изучать английский язык с ребенком самостоятельно – с чего начать?

Лучше всего отдать ребенка в специальные языковые ясли, если имеется возможность. Тогда вам не придется брать на себя такую серьезную ответственность, к тому же у ребенка в сознании будет то самое “разделение языков” (дома – русский, в яслях – английский). А сами вы можете поддерживать интерес и прогресс ребенка играми, мультиками, песенками и т.д.

Если вам все же хочется учить английский с ребенком самостоятельно, то можно замотивировать его “куклой-англичанкой”. Приобретаете куклу (можно куклу-перчатку) и знакомите ее с малышом, говоря, что по-русски она ничего не понимает. Чтобы пообщаться с “англичанкой”, ему предстоит выучить новый, но очень интересный язык. Ну а дальше вместе с этой куклой вы играете, смотрите мультики, учите песни и стихи… обо всем этом и пойдет речь ниже.

Как изучать английский язык с ребенком самостоятельно – с чего начать?

Например, в качестве куклы отлично подойдут персонажи из Улицы Сезам

Когда можно начинать обучение (Возраст)

В предыдущих пунктах мы уже говорили о том, по каким признакам можно определить, что ваше чадо уже готово познавать азы чтения. Повторим еще раз:

  • Говорит предложениями.
  • Развит фонематический слух.
  • Отсутствие логопедических проблем.
  • Нормальная ориентация в пространстве.

Зачастую эти признаки проявляются к пяти годам, но дети абсолютно индивидуальны и родители должны это учитывать, чтобы не пропустить самый подходящий момент, когда они будут максимально восприимчивы к новой информации.