Детское воровство: что за ним стоит и как отучить ребёнка красть?

Ваш ребёнок бьёт свои любимые игрушки. Бросает кукол на пол, швыряет плюшевых животных за кровать. Это нормальное поведение ребёнка или так быть не должно? Давайте разберёмся с основными причинами, почему дети издеваются над игрушками.

Что заставляет малышей разбрасываться своими игрушками

До 2-х

Представьте! Маленькому человечку годик-полтора. Какие у него есть инструменты для привлечения к себе внимания? Если в полгодика он был ограничен только плачем, то теперь, когда он свободно может сидеть, ползать и даже топать, он обнаруживает, что мама (или папа) реагируют на то, что он роняет предметы. И теперь, как только ему захочется, чтобы родители уделили ему внимание, он знает, что делать!

От 2-х

Карапуз подрастает, и теперь ему 2 года. Что-то меняется в его мышлении? Он по-прежнему нуждается во внимании. Кроме того, он узнал о способностях некоторых предметов скакать, прыгать. Отлетать от поверхности. Так, бросая мяч в стену, он прекрасно проводит время. А что касается других предметов? Ему не терпится это выяснить.  А может это не узнавание чего-то, а просто творческий беспорядок.  Когда мы что-то мастерим или готовим, у нас тоже все разбросано на столе: и нужное, и не нужное. А что говорить о малыше, который вообще не знает как «должно» быть, что такое порядок и как его отличить от беспорядка. Психологи утверждают, что до 5 лет у ребенка нет понимания фразы «убери в комнате». Чтобы ребенок понял, что от него требуется, нужно по порядку все рассказывать: возьми эти кубики и отнеси в ту коробку.

Старше 3-х

Но порой кажется, что малышок знает, что не прав, но делает. Например, когда уже достаточно взрослый, если ему уже 3 года и больше. Поверьте, делает это он нецеленаправленно, и делает неосознанно, это просто творческий беспорядок.  Но даже, если вы видите, что в 3-4 летнем возрасте он делает это специально, например, для того, чтобы вы пришли и провели с ним время, обратили на него внимание или демонстративно высказывает протест против вашего запрета, то делать ничего не нужно. Меньше эмоций – меньше ассоциаций с тем, что это действие оказывает влияние. Бывает и нам хочется бить тарелки в скандале с мужем, чтобы приукрасить свои эмоции. Плохо ли это? Заслужил ли он (или мы) подшлепник? Да ни в коем случае! Тогда сами приучите малыша к тому, что отвечаете на его капризы и негативные действия. Вы дадите ему то, что он и ожидает – его действие дает результат и в зависимости от полученного результата ребенок будет в дальнейшем его использовать с целью получить тот же результат.

Читайте также:  Важные правила выбора зимней одежды и обуви для новорожденного ребенка

Подытожу. Какие есть причины, что малышок разбрасывает игрушки:

  • привлекает внимание;
  • играется – творческий беспорядок;
  • изучает физику;
  • шалит.

Что делать, чтобы отучить кроху от этой нехорошей привычки?

Темперамент и проблемы с психическим здоровьем

Наконец, причина, которая чаще всего волнует родителей: нет ли у ребёнка каких-то психических отклонений? При таких проблемах дети бьют игрушки постоянно, а не выборочно и время от времени. Более того, такие дети очень активны, легко отвлекаются и, самое главное, часто раздражаются.

Такое поведение не должно остаться без внимания взрослых. Но ни в коем случае нельзя ругаться с ребёнком! Сначала нужно спокойно поговорить с ребёнком о том, почему нельзя ломать игрушки. Вдобавок стоит купить игрушки, которые не ломаются, и чаще давать их детям. Например, грушу для битья. А можно также записать детей в спортивные секции. Тогда у них просто не останется времени и сил, чтобы выплёскивать агрессию на игрушки.

Однако если у вас не получается справиться с постоянным битьём игрушек и других предметов – стоит обратиться к врачу.

Если ваш ребёнок начал ломать игрушки, стоит задуматься над таким вопросом: а не ломает ли он их ради того, чтобы привлечь ваше внимание?

Чем обусловлено плохое поведение ребенка? Почему дети портят вещи?

Людмила Ладыженко

Людмила Ладыженко

Знакома ли вам ситуация, когда ребенок портит вещи, как будто не понимая стоимости труда, вложенного в предмет? Родители работают, не видят своей семьи, покупают подарок, а ребенок берет и ломает его. Это обидно и неприятно. Но для такого поведения ребенка есть причины. В этой статье я расскажу, какие они.

Вещи — это важно. Но родители должны донести до своего ребенка всем своим существованием: словами, поведением, поступками, реакциями, — что самое важное богатство в этой жизни — это не вещи.

Самое важное в жизни — это эмоции. Это то, что мы ищем,ждем, добиваемся, вымаливаем и даже покупаем.

Эмоции — это радость на лице человека, это мое внутреннее какое-то тепло, которое вдруг по мне разливается, когда я вижу кого-то или делаю что то, что мне нравится. Или, наоборот, какой-то холод или заморозка, когда что-то со мной происходит не то. Мы работаем, мы любим, мы пишем географию, которая нам нравится, потому что мы живые.

Деньги — это всемирный эквивалент, энергетический эквивалент вложенного труда, не более того. Необходимо развести деньги и эмоции ребенку в голове с младых ногтей.

Если ребенок портит вещи, когда он играл и увлекся, — это одно. Другое дело, когда ему наплевать, что мама весь день занималась какими-то хозбыт делами. Скажите ребенку: «Слушай, а мы с тобой поиграть хотели, но сейчас мне придется снова что-то там убирать пролитое. Идем все уберем вместе и останется время поиграть».

То есть, все время выдвигайте цену эмоциям. Принес вам ребенок водички, скажите: «Спасибо. Как ты думаешь, какое у меня сейчас настроение? Это ты волшебник моего настроения!» Если вы ценность эмоций вложите в ребенка, то не будет вопроса про вещи, про сохранность здоровья, про еще что-то такое.

Читайте также:  Как быстро выучить таблицу умножения ребенку за 5 минут

У ребенка, который демонстративно ломает вещи, есть какие-то провалы. Возможно, папа с мамой заняты были, эмоционально не включены в ребенка. А если папа долго в командировке был, то он приезжал с какими-то большими подарками, чтобы компенсировать свое отсутствие. Но он не нашел времени поиграть с ребенком в уголки или сходить в библиотеку.

У меня один папа на консультации сказал: «Людмила Ивановна, (он бизнесмен, очень занятый человек) я хотел со своей девочкой, которой 11 лет, наконец-то сходить в библиотеку. Просто так захотелось, почему-то». Она сказала: «Пап, ты чо, я сама схожу уже. Зачем мне библиотека. Нет, я с тобой не пойду в библиотеку». Отцу так захотелось, а все, время ушло…

Поэтому, для чего мы затеяли этот проект, для того, чтобы все-таки рассекретить этапность психологических задач. Когда психологическая задачка здесь решена, ее не придется догонять там. Если задачка не решена, то она, как консервные банки на веревке, будет греметь за этим ребенком, и родителям придется реагировать на этот дискомфорт внутри ребенка.

Дети портят вещи, убегают из дома, тырят по карманам для того, чтобы привлечь хотя бы негативное внимание родителя. Если родитель не дает тепла, не дает внимания в плюс, ребенок инстинктивно, неосознанно, возьмет свое внимание в минус.

Хотя бы, когда мне папа всыплет или разъяснительную беседу ведет длительную — я получаю папино внимание по-максимуму. А уж если мама то, ууу, как мне уделит внимание. И не только кухне, нашим блюдам любимым, но и мне.

Очень многие дети, к сожалению, компенсируют нехватку внимания так.

Причины

  • Дети не всегда намеренно портят вещи. Бывает, что это получается у него случайно . Обычно мама не обращает на это внимание, ведь она понимает, что пальчики крохи еще достаточно малы, движения его неумелые, да и силу рук кроха еще не умеет достаточно четко контролировать. Однако в этой ситуации есть чему поучиться. Понаблюдайте за реакцией сына или дочки: малыш расстроен, сердится или не проявляет никаких чувств? Если ребенок плачет и в гневе отбрасывает в сторону поломанную игрушку, значит, он пытается выразить свои чувства. Расскажите, что поломка произошла случайно, и в следующий раз надо быть аккуратным. Гнев не поможет вернуть любимую машинку, а только расстроит маму.
  • Протест против невнимания со стороны взрослого. Мало купить малышу игрушку – ему надо показать, что с ней делать. Что же происходит в жизни: мама приносит домой дорогую куклу, дает ее ребенку, а через день обнаруживает ее сломанной. Сразу же находится виновник – производитель, выпустивший некачественный товар. А ведь причина такого поведения кроется в другом: с детьми надо играть, участвовать в совместных экспериментах, заранее пресекать попытки поломать игрушку.
  • Любопытство . Очень часто дети даже не подозревают, что пытаясь изучить, как устроена машинка или почему у куклы поворачивается голова, они портят игрушку безвозвратно. Если ваше чадо проявляет любопытство, отдайте ему на «растерзание» старые вещи: поломанные часы, телефон, клавиатуру. Эти вещи устроены сложнее, чем игрушки, поэтому разбирать их будет гораздо интереснее.
  • Особенность темперамента . Агрессивное поведение, вспыльчивость, проявление гнева присуще холерикам. Они все делают на бегу, часто переключают внимание от одного к другому. Такие малыш портят все вокруг. Для деток-холериков игрушка не только средство познания окружающего мира, но и та вещь, с которой можно научиться контролировать свои чувства.
  • Узнать, почему ребенок все ломает, поможет ревизия в детской. Возможно, сыну или дочке просто скучно с игрушкой , чадо не знает, что с ней делать, поэтому играет, как может.
Читайте также:  Навыки развития ребенка до года по месяцам

Как правильно реагировать на случаи детского воровства?

Если ребёнок принёс домой чужую вещь или игрушку

  • Ваша реакция будет зависеть от возраста ребёнка. Трёхлетнему малышу нет смысла полчаса объяснять, как плохо он поступил и как расстроится Вася, когда не найдет свою машинку. С ребёнком постарше поговорите наедине, без свидетелей. Донесите до ребёнка смысл его поступка и возможных последствий.
  • Выясните, не поменял ли ребёнок чужую игрушку на свою. Такая практика широко распространена среди детей.
  • Если игрушка принесена из группы детского сада, то её следует вернуть, а ребёнку впоследствии можно купить такую же или похожую. Возможно, это его давняя мечта, а вы не знали об этом.
  • Если принесённая игрушка или вещь – чужая, она должна быть возвращена владельцу с принесением извинений. Лучше это сделать один на один.
  •  Если сын или дочь не испытывает чувства вины за сделанное, чётко выразите свою позицию по отношению к воровству, скажите, что это неприемлемо в вашей семье. Если ребёнок раскаивается в своем поступке, обратите его внимание на чувства пострадавшей стороны, как человек переживает из-за украденной вещи.
Как правильно реагировать на случаи детского воровства?

Если ребёнок украл деньги

  • Постарайтесь узнать, зачем ребёнку понадобились деньги.
  • Если ребёнок подвергся вымогательству со стороны старших, не стоит ругать его. Сын или дочь и так запуган. Расспросите о ситуации подробно. Если нужно, подключите полицию.
  • Если ребёнок пытается «задобрить» одноклассников, покупая им на ворованные деньги сладости и игрушки, объясните, что дружба не должна строиться только на материальной выгоде. Предложите ребёнку другие способы расположение к себе ребят – можно пригласить их к себе в гости или на природу, в поход, и т.д.
  • Часто бывает, что ребёнок крадёт деньги, чтобы привлечь к себе внимание близких людей. Обычно деньги сразу находятся, родители устраивают многочасовые разбирательства, цель ребёнка достигнута – он получил свою порцию, пусть и негативного, но всё-таки внимания. Если это ваш случай, не стоит тратить много времени на нравоучения. Да, ребёнок совершил неблаговидный поступок, но сейчас для вас гораздо важнее восстановить утраченные отношения с ним отношения. Чаще хвалите сына или дочь, проводите время вместе, интересуйтесь его жизнью. Тогда случаи воровства в вашем доме прекратятся.
  • Важно вместе с ребёнком продумать наказание за сделанный проступок. Если ребёнок украл деньги из родительского кошелька или в гостях и успел их потратить, значит, он лишается приобретения желанной для него вещи, которую давно обещали купить родители.