Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Тревожиться о детях — это нормально. Это неотъемлемая часть нашей родительской жизни. Но иногда страхов становится так много, что они только мешают. Причем не только нам, но и самим детям.

Без мамы страшно

Величайший страх дети испытывают, когда им кажется, что родители их не любят. Никогда нельзя угрожать ребенку, что родители бросят его. Ни понарошку, ни всерьез нельзя говорить, что его оставят. На улице или в магазине часто можно услышать, как, вконец отчаявшись, мама зовет своего непослушного сына: “Иди быстрей, или оставлю тебя здесь!” Такие слова заставляют ярко вспыхнуть чувство страха-страха, что тебя бросят. А ведь для ребенка, особенно маленького, остаться без родителей — это значит оказаться совсем одному во всем мире. Если ребенок задерживает маму, лучше просто решительно взять его за руку и увести с собой, чем угрожать на словах. Некоторым детям становится страшно, когда они приходят из школы, а мамы дома нет. Чувство тревоги немедленно просыпается: “А если меня бросили?” Как уже было сказано, в случае необходимости отлучиться мама должна оставить ребенку записку. Если жизненные трудности надолго разлучают нас с детьми, эта разлука должна быть тщательно подготовлена. Иногда родителям трудно сообщить ребенку, что они ложатся на операцию, уезжают в отпуск и т. д. Как прореагируют дети на отсутствие родителей? Боясь последствий, взрослые уходят из дому ночью, когда дети спят, или днем, когда они в школе, оставив бабушку (няню) объяснять, в чем дело. Мать трехлетних близнецов должна была печь на операцию. Обстановка в доме была напряженная, натянутая, но детям не объясняли ничего. В назначенный день мама взяла хозяйственную сумку и сделала вид, что идет в магазин. Дома ее не было три недели. Дети за это время совсем упали духом. Отцовские уговоры не помогали. Засыпали близнецы в слезах, а днем подолгу стояли у окна, глядя, не идет ли мама. Нужно помнить, что дети гораздо легче воспринимают вынужденную разлуку, если подготовлены к ней заранее. И объяснять ее причины надо не только на словах, но и на родном для детей языке игры, языке игрушек. Мама заранее сообщила трехлетней Свете, что ложится на операцию. Девочка не проявила к этой новости большого интереса. Тогда мама предложила ей: — Давай поиграем в такую игру — “Мама ложится в больницу”, ладно? Достав и расставив на столе специально купленных для этой цели кукол, мать сыграла небольшую сценку. Водя кукол и разговаривая за них, она сообщила Свете: — Мама ложится в больницу, чтобы подлечиться и выздороветь. Мамы не будет дома. Света думает: “Куда же делась мама? Где она?” Но мамы нигде нет. И на кухне нет, и в спальне нет, и в столовой ее нет. Где же мама? Она в больнице, лечится у доктора, чтобы скорее выздороветь. Света плачет: “Мама, мамочка, иди домой!” Но ведь мама в больнице, она лечится. Мама очень любит Свету и скучает по ней. Целый день скучает! Мама все время думает о своей дочке, любит ее и помнит о ней. Света тоже скучает по маме. И наконец мама выздоравливает! Света очень-очень рада, что мама вернулась домой. Эту “драму” разлуки и ее благополучного конца мать с дочерью проиграли еще несколько раз. Сначала за всех кукол говорила мама, потом это стала делать сама Света. Обращаясь к “доктору” и “медсестре”, она к тому же велела им хорошенько присматривать за мамой, вылечить ее и скорее отпустить домой. Накануне того дня, когда мать должна была лечь в больницу, Света попросила еще раз сыграть с ней в эту игру. Девочка активно участвовала в действии, а в конце сказала: — Не бойся, мама: когда ты вернешься, я буду здесь тебя ждать! Мать поставила на тумбочку большую фотографию, где они с дочкой были сняты вместе. Когда Свете было грустно, фотография напоминала ей о материнской любви.

Сообщество тревожных

Тревога за ребенка появляется задолго до его появления на свет. Большинство женщин отмечают появление несвойственного ранее беспокойства уже со второго — третьего месяца беременности. Это все гормоны, говорят врачи и рекомендуют расслабляющие упражнения, прогулки на свежем воздухе и побольше позитивных мыслей. И это, конечно, помогает, потому что способствует общему укреплению организма. Но стать абсолютно спокойной и беспечной вы все равно уже не сможете. Повышение тревоги — природный замысел. Так надо для выживания потомства.

Актуальность темы детских страхов

Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций.Методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детейв большинстве случаев страхи возникают по вине педагоговРаботая с детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату

темнотыРешиться активно помочь детям избавиться от страха — это значит принять активное участие в их жизни.к ребенку нужен особый психологический подход, основанный на понимании его чувств и желаний, укреплении его «я» и перестройке его характера

Почему они возникают

  • Генетическая предрасположенность, тип темперамента. Некоторые дети с рождения обладают повышенной чувствительностью и эмоциональностью.
  • Гиперопека. Чрезмерный контроль рано или поздно приведет к тому, что ребенок начнет бояться всего подряд: животных, улицы, чужих детей и взрослых и т.д. Несомненно, такой ребенок будет более «удобным», потому что он все время рядом и никуда не лезет, но это помешает ему нормально социализироваться.
  • Напряженная обстановка дома. Пьющие члены семьи (и, соответственно, опасные), мать или отец одиночка, неблагополучные отношения между родителями, излишняя строгость по отношению к ребенку — все это может привести к постоянному чувству тревоги и нервозности.
  • Стрессовые события. Развод родителей, травма, длительное лечение в больнице.
  • Психологическое расстройство. Слишком сильные, или несвойственные возрасту страхи, которые могут привести к невротическим состояниям. Здесь необходима консультация специалиста, иначе страхи могут перерасти в фобии.

Основные методики диагностики страхов

Диагностика страхов основывается на различных методиках взаимодействия с ребенком. Часто используются беседы о страхах, а также методы арт-терапии и исследования в форме игр. Исследование у младших дошкольников проводится при помощи рисования. Задача ребенка – изобразить собственный страх.

Читайте также:  Расти, коса, до пояса. Что стоит знать о детских волосах

Сегодня психологи используют более 20 различных методов выявления страхов. Наиболее распространенные из них:

  • «Страхи в домиках»;
  • «Страх, когда я сплю и бодрствую»;
  • «Мои страхи»;
  • «Рисунок семьи».

Также эффективна и куклотерапия. Такая методика выявления детских страхов основывается на наблюдении за детьми, которые в одиночестве проводят время с игрушками. Обычное наблюдение за ребенком постепенно переходит к вмешательству специалиста, который в игровой манере должен провести диагностический сеанс.

Особенно помогает такая методика при знании предмета, которого боится ребенок. Среди подобранных заранее игрушек должны быть те, которые олицетворяют собой страх юного пациента. Важно придумать сюжет, в котором, играя, ребенок сможет побороть собственную боязнь. Главное, чтобы дошкольник осознал, что он сильнее и могущественнее объекта собственного страха.

Страхи в домиках

Эта методика разработана психологом Ее особенность в том, что процесс диагностики напоминает детям игру. Дошкольнику выдается два листа бумаги и карандаши. На бумаге он должен нарисовать 2 дома разных цветов, в которые он должен «поселить» собственные страхи. В один домик дошкольник должен поместить все нестрашное, а в другой страшное.

После того как все «страшные» страхи будут помещены в один из домов, ребенку дается задание нарисовать на его двери замок, ключи от которых были потеряны. Такие действия помогут дошкольнику осознать, что его боязнь надежно закрыта и не навредит ему.

Страх, когда я сплю и бодрствую

Эта методика создана психологом Захаровой. Она также основана на рисовании страхов. Задача психолога дать четкие инструкции дошкольнику. Пациент должен изобразить свой страх, а позже его вербализовать.

Задание нарисовать свой страх

Такая диагностика эффективна при налаживании контакта с детьми, которые страдают от повышенной тревожности. Рассказывая про свой рисунок, дошкольник знакомит специалиста со своими страхами. Такой метод обладает важными свойствами психокоррекции. Обсуждение рисунка в игровой форме позволяет трансформировать внутренние ресурсы, их направление и характер с защиты на личностные изменения конструктивной формы.

Мои страхи

Эта популярная методика также основана на рисовании. Первоочередной задачей психолога является ознакомительная беседа. Специалист налаживает контакт с ребенком, узнает от него, чего он боится. Следующий шаг – рисование без заданной темы.

Такая методика эффективна в диагностике страхов у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Ее особенность в том, что психолог может детально проанализировать рисунок, уделяя внимание форме изображенного предмета, его отдельных частей и цвета.

Рисунок семьи

Такая методика часто используется при подозрении на проблематичные отношения с матерью и отцом. Проблемы в семье оставляют серьезный отпечаток на психике ребенка, из-за чего он может менять свое отношение к близким, занимать определенное место и т.д. Сама методика строится на 2 этапах. Первый — изображение семьи на бумаге. Второй — опрос пациента.

Как рисунок будет готов, психолог принимается за опрос, который проводится в игровой форме. Задаются такие вопросы:

  1. Чья семья нарисована? (Семья пациента, друга или какого-то вымышленного героя).
  2. Где находятся нарисованные люди, и чем они занимаются?
  3. Кто в семье имеет какую роль?
  4. Кто из персонажей симпатизирует дошкольнику?
  5. Кто из персонажей самый грустный?
  6. Кого и как из нарисованных детей наказывают родители?
Читайте также:  Вот что происходит в сердце ребенка, которого не любят

Также можно использовать вымышленную историю о том, что семья собралась на прогулку, но места в их машине не хватает для одного человека. Дошкольнику следует о том, кого бы семья оставила дома.

Из полученных ответов психолог получает достаточное количество информации о страхах пациента. Перед специалистом открывается достаточная картина для того, чтобы правильно подобрать метод коррекции расстройства.

Дела семейные

Если во время чтения у вас возникло впечатление, что дети только и делают, что чего-нибудь боятся, то вы совершенно правы (взрослые ничуть не лучше!). Однако все самое интересное только впереди: согласно исследованиям, количество детских страхов увеличивается в старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 до 7 лет. Самый же «бесстрашный» возраст у девочек приходится на 3, а у мальчиков — на 4 года. И одна из главных задач ответственных родителей в эти прекрасные периоды затишья — не усугубить ситуацию. Что, к сожалению, далеко не всегда получается — недаром психологи в один голос твердят, что семья играет решающую роль в формировании детских страхов.

Среди них одними из самых распространенных являются так называемые внушенные страхи. Их источник, как несложно догадаться, — это сверхзаботливые родители, бабушки, дедушки, а также няни и воспитатели, которые, пытаясь оградить ребенка от опасности, перегибают палку и чересчур эмоционально предупреждают: «Не беги — упадешь!» Или: «Не гладь собаку — она кусается!» Ребенок может даже не понимать, о чем идет речь, но он безошибочно считывает тревогу авторитетного для него взрослого и добавляет новые боязни в свою копилку страхов. А также обзаводится такими чертами характера, как пессимизм, мнительность, неуверенность в себе и зависимость от чужого мнения.

Запугивание и излишняя опека, впрочем, далеко не единственный способ, которым родные могут поселить в душе ребенка тревоги. Бывает и наоборот: недостаточное внимание со стороны родителей, их эмоциональная отстраненность, излишняя строгость и суровые наказания приводят к детским страхам. И разумеется, ни в коем случае нельзя недооценивать атмосферу в семье: погода в доме действительно влияет на то, будет ваш ребенок бояться любого шороха или вырастет бесстрашным и уверенным в себе человеком.

Сжечь страх

Предыдущую методику можно немного модернизировать. Как избавить ребенка от страхов? Советы психолога будут такими. После того как малыш изобразил свой страх, его нужно сжечь. Сделайте ритуальное сожжение рисунка всей семьей. Скажите, что монстр, который жил под кроватью, сейчас сгорит, и больше не появится. Этот факт должны подтвердить все взрослые. Доверьте малышу спички, и пусть он лично подожжет листок бумаги. Ритуал будет восприниматься ребенком всерьез.

Подобную методику можно использовать для устранения любого страха. Например, родители, которые не знают, как избавить ребенка от страха грозы, должны попросить чадо сделать рисунок, а затем его сжечь. Не оставляйте без внимания ни одно опасение своего малыша, не относитесь к ним пренебрежительно, иначе, страхи могут перерасти в фобии.