Как помочь школьнику «включить» математический склад ума

Ваш ребенок может учиться дома — это законный способ получить общее образование в России. Однако это не значит, что на образование ребенка вы будете тратить меньше денег и времени. Если перестанете справляться, ему придется вернуться в школу.  

Кто такие хоумскулеры?

У нас существует несколько форм обучения. При очной и очно-заочной ребенок регулярно ходит в школу. При заочной — числится в общеобразовательном учреждении и сдает контрольные и аттестации, но не посещает уроки. Дети на семейном обучении не имеют обязательств перед школой, их успеваемость контролируют родители. Чтобы получить аттестат, все без исключения проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА): по окончании девятого класса — ОГЭ, в одиннадцатом — ЕГЭ.

Скучно, сложно, страшно

Причин, по которым дети (и взрослые) не любят математику, много. Вот некоторые из них.

В обществе часто транслируется мнение о математике, как о трудном, неинтересном и недоступном предмете. Иногда так к ней относятся родители («Я никогда не любил математику», «У меня были ужасные оценки»). Мнение учителей тоже важно. В ходе исследования Сайен Бейлок и ее коллеги пришли к выводу о наличии зависимости между уровнем негативных эмоций, которые учителя начальной школы испытывают по отношению к математике, и уровнем успеваемости девочек из их класса, но не мальчиков. Вероятно, гендерное различие объясняется тем, что девочки отождествляют себя с учительницами, особенно в начальной школе. Они быстро подхватывают негативные сигналы, которые часто подаются из добрых побуждений, например: «Я знаю, что это очень трудно, но давай попробуем».

Скучно, сложно, страшно

Похвала тоже может сослужить плохую службу. В ходе другого исследования 400 ученикам пятого класса предложили пройти небольшой легкий тест, с которым почти все справились хорошо. Затем половину детей похвалили за интеллект («Ты такой умный!»), а другую — за усилия при выполнении задания («Ты работал очень усердно!»). После этого детям предложили пройти еще один тест, дав им возможность выбрать между простым вариантом, с которым они могли легко справиться, и более сложным, в котором они могли сделать ошибку. 90% учеников, которых хвалили за усилия, выбрали более трудный тест. Большинство же тех, кого хвалили за интеллект, предпочли легкий вариант.

Читайте также:  Выбираем увлажнитель воздуха для детской

Многие взрослые, говоря о сложных отношениях с математикой, вспоминают травмирующий детский опыт. Простой пример: учитель поставил в угол за то, что ученица не смогла повторить таблицу умножения на семь.

Почему не знать математику – вредно

Понять математику дано не всем – так я считал, пока не увлекся работой нашей памяти и внимания. Мои наблюдения показали, что каждый человек способен развить любой навык, если он ему интересен. 

Но почему элементарная математика оказывается по силам не всем детям? Для большинства это может показаться открытием, но всего несколько трудных тем в математике, с которыми ребенок сталкивается в начальной школе, решающие в формировании математического склада ума у ребенка. К примеру, если ребенку трудно запомнить таблицу умножения, он задумывается над тем, а для чего ему собственно нужна математика? Если ребенок не понял «состав числа», то у него не будет базы, чтобы понять арифметические действия.

В старших классах у него сформируется такое же отношение и к другим связанным с математикой предметам – физике, химии, алгебре, геометрии, информатике. А это половина школьных предметов.  

Учителя будут прилагать максимальные усилия, чтобы дети полюбили их предметы, но это может помочь не всем школьникам. Родители в свою очередь ведут их к репетиторам. Но и эта помощь чаще оказывается временной мерой: как правило до экзаменов или каникул, затем школьники все забывают. 

Роботы-хирурги, печать органов, «умный» пластырь. Кейсы о цифровой медицине.

Полагаю, что все дети способны понять и полюбить математику. Но у учителя в начальной школе физически не хватает времени и внимания на всех детей в классе. Поэтому, если вы заметили, что вашему ребенку не дается математика, то скорее всего он не понял какой-то ее «пазл» и от этого пропал весь интерес. 

Математическая тревожность – что это такое 

«Математическая тревожность» у детей выражается в страхе оценки, страхе перед решением задач, учителем математики. И что характерно, она не проходит после окончания школы. Взрослые часто не могут подсчитать сдачу в магазине, совершают необдуманные покупки и берут непосильные кредиты. 

Минимальный перечень математических знаний, которыми должны владеть дошкольники

1. Владение прямым и обратным порядковым счётом до 10. Предлагаются задания, в которых нужно начать счёт не с единицы, а с другого числа, также в прямом и обратном варианте.

Читайте также:  Как правильно выбрать солнцезащитный крем для ребенка

2. Знание соседей числа, понимание, что такое следующее, предыдущее число, умение их называть. Пример: соседи числа 8 – это 7 и 9. 7 – предыдущее число, 9 – следующее.

3. Умение различать количественный и порядковый счёт. На вопрос «сколько?» отвечают количественные (десять яблок, одно яблоко и т. д.). Порядковый счёт нужен для определения места (десятое яблоко, первое яблоко и т. д).

4. Знание соответствия чисел и цифр.

5. Умение вставлять в числовой ряд пропущенные цифры. Ряд может быть прямым и обратным: 1, 2, 3… 5… 7, 8 или 8, 7… 5 … 3, 2, 1.

6. Понимание смысла сложения и вычитания. При объединении предметов их становится больше – такие действия можно записать с помощью сложения. Если от целого отнимают определённую часть, предметов станет меньше – это действие называется вычитанием.

7. Понимание смысла «увеличить на…», «уменьшить на…». Ребёнок должен знать, как увеличивать или уменьшать на определённое число. Дошкольники обычно увеличивают/уменьшают на 1, 2, редко 3. Здесь важно именно понять, что обозначают эти выражения, а не научиться считать результат.

8. Умение определять, где предметов больше, где меньше, а где их одинаковое количество (поровну). В детском саду начинают использовать знаки &&&>, <, =. Сравнивают обычно однородные предметы по количеству. Сравнение чисел без опоры пока не используют.

9. Понимание, где «мало», «много», «несколько» предметов. Необходимо уметь использовать в речи эти понятия. Примеры заданий: «Покажи, на какой картинке много яблок, на какой картинке мало яблок, на какой – несколько?».

10. Понимание состава числа. Ребёнок должен знать, как получается то или иное число. Например, число 5 можно получить, если к 4 прибавить 1, к 3 прибавить 2, к 2 прибавить 3, к 1 прибавить 4. Это, по сути, таблица сложения до 10. В идеале дети должны её знать наизусть.

Читайте также:  Детское воровство: что за ним стоит и как отучить ребёнка красть?

11. Знание основных геометрических фигур. Это круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Дошкольник должен уметь находить эти фигуры в предметах окружающего мира. Например, крыша дома – это треугольник, круг – это солнце, прямоугольник – дверь, квадрат – стол. Из вырезанных геометрических фигур ребёнку предлагают составить аппликацию по образцу. В фигурах малыш должен уметь показывать углы (также знать их количество в каждой фигуре) и стороны.

12. Умение сравнивать предметы не только по количеству, но и по цвету, размеру, форме. Это раздел из подготовки к изучению математики. Сортировать предметы по различным характеристикам дети начинают очень рано. Родители даже не догадываются, что это основы математических знаний, которые ещё предстоит изучать несколько лет спустя.

13. Владение пространственными ориентировками. Малыш должен знать, где «лево», «право», «вверху», «внизу», «между» и т. д. Для диагностики предлагают задания, в которых нужно найти предмет сверху справа, внизу слева, слева за… и т. д.

14. Умение искать отличительные признаки на одинаковых с виду картинках. Это любимые с детства задания «найди 10 отличий».

15. Знание временных ориентировок. Ребёнок должен знать, что такое сутки, их состав, времена года, количество месяцев, количество дней в году, дни недели. Полезно будет уметь определять время по часам, хотя бы без минут.

Помимо этих знаний у малыша должна быть развитая для своего возраста мелкая моторика. Дети должны выполнять задания на штриховку, уметь проводить разнохарактерные линии, обводить рисунок по контуру. Хорошей проверкой могут стать математические (графические) диктанты. Взрослый говорит, сколько точек нужно поставить, какой длины должны быть линии. В результате получается определённый рисунок. Задание требует внимательности, умения ориентироваться в пространстве и формирует навык работать самостоятельно. Оно звучит так: «Выберем клетку и слева вверху поставим точку. От этой точки нужно двигаться, не отрывая карандаш. Чертим линию на две клетки влево, одна клетка вверх, две налево и т. д.

Рисунки по клеточкам можно просто копировать с образца. Разновидность более сложного математического диктанта – записывать ответы на математические загадки. Взрослый зачитывает загадку, а дети должны посчитать ответ в уме и записать.