Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка

В наше технологичное время часто можно увидеть, как дошкольники сосредоточенно манипулируют с экраном смартфона или планшета. Родители при этом удовлетворенно отмечают, что у них растет интеллектуал, и что их ребенок явно имеет способности. Спору нет в том, что ребенок уже чему-то научился. Но имеют ли подобные манипуляции отношение к способностям? В частности, к интеллектуальным, с которыми связывают сферу инновационных технологий? 

Важность интеллекта в жизни человека

В психологии интеллект – это умение человеческой психики приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, способность воспринимать, понимать и использовать абстрактные понятия на практике. Уровень интеллектуальных умений и навыков напрямую влияет на качество жизни человека: чем выше степень умственных способностей, тем более выгодную профессию может получить человек, соответственно, приобрести больше жизненных благ. В настоящее время человеку нужно постоянно развиваться, усваивать новые знания, регулярно оперировать большим количеством информации.

Важность интеллекта в жизни человека
Важность интеллекта в жизни человека

Важность интеллекта в жизни человека

Комментарии к статье: 5

  1. Лариса в 13:19

    Насколько я поняла, нужно всегда пробовать что-то новое, зацикливаться на чем-то одном нельзя, чтобы не остановиться в собственном развитии. С другой стороны, допустим для меня, очень сложно менять род деятельности, если я концентрируюсь на каком-то одном деле, мне трудно переключиться на другое.

    Ответить

    • Павел в 12:06

      Лариса, не обязательно менять своё основное ремесло — свою основную работу. Достаточно и очень эффективно будет его развивать, улучшать свои навыки и умения. Менять следует то ремесло (работу), которое вам не по душе, от которого вы устаёте. Вы должны заниматься своим любимым делом. А вот что касается досуга, то он должен быть разнообразным. Не жить как клерк, а ездить на природу, на дачу, на море, кататься на велосипеде, ходить в бассейн, на спортивные тренировки, читать книги, оттачивать кулинарные способности. В таком случае ваша жизнь будет насыщена яркими моментами и вы её проживёте счастливо.

      Ответить

      • Евгения в 19:30

        Павел Андреевич, добрый вечер!уже месяц слежу за Вашим блогом, и за этот месяц поняла, что у нас с Вами общие взгляды на многие вопросы! К тому же я тоже работаю в области права, и меня поразило, насколько Вы разносторонняя личность !подскажите пожалуйста, а Вы проводите какие-либо тренинги по самосовершенствованию и саморазвитию?!было бы очень интересно поучаствовать и познакомиться с Вами лично! С уважением, Евгения

        Ответить

        • Павел в 10:03

          Евгения, доброго времени суток! Благодарю за тёплые слова! В настоящее время я занимаюсь воспитанием только своих наставляемых в рамках спортивной школы. Мы с ними занимаемся не только физическим развитием, но и уделяем достаточно времени самосовершенствованию по различным направлениям. К сожалению, времени не достаточно на данный момент, чтобы уделять его публичным тренингам. В перспективе я рассматриваю вопрос по организации занятий по самосовершенствованию, но пока только даю советы в электронном формате. По форме обратной связи ко мне регулярно обращаются люди различных возрастов с различными вопросами. Стараюсь дать максимально развёрнутый ответ. Уверен, что ваше желание встретиться со мной лично реализуется в будущем. В данный момент же готов вам оказать помощь в электронном формате.

          Ответить

  2. Марина в 20:03

    По себе заметила, что лучше чередовать физическую и умственную активность, при этом лучше развивается мозг и тело, одно помогает другому и не так устаешь. Саморазвитие — это главное для меня, если ты стоишь на месте и не развиваешься, то и смысл жизни пропадает.

    Ответить

Ваш комментарий отправлен на модерацию.

Еще смайлы

Особенности развития детей

В этом возрасте большую роль играет особенности детской психологии, учитывая которую взрослые могут грамотно выстраивать формирование способностей малыша. Развитие ребёнка в 4 года идет по разным направлениям.

Физическое развитие

Особенности развития детей

Они становятся более самостоятельными, начинают одеваться без помощи взрослого. В норме ребенок 4 лет должен уметь нижеследующее, если у него пока не получается, тогда следует проводить корректирующие занятия.

В 4 года малыш должен много прыгать и бегать

  • ходить уверенным шагом, при этом не шаркая;
  • во время бега изменять темп и ускорение, сохраняя равновесие;
  • выдерживать бег на расстояние от 10 до 20 метров;
  • бегать на протяжении 1 минуты;
  • на протяжении 3-4 секунд стоять на одной ноге;
  • производить прыжки вперед от 2 до 3 метров;
  • прыгать на одной ноге;
  • спрыгивать с 20 сантиметровой высоты;
  • перешагивать через маленькие препятствия;
  • проползать через низкие предметы;
  • лазать по лесенкам на шведской стенке;
  • бросать и ловить мяч;
  • кататься на велосипеде;
  • не паниковать перед водой;
  • катать мяч;
  • держать равновесие на низкой скамейке.
Особенности развития детей

В 4 года детей можно записывать в спортивную секцию

Социальное развитие

Ребенок 4 лет довольно любознателен, ему нравятся новые знакомства. Он уже в состоянии заводить тесное общение, первые шаги дружбы. Однако, у детей дружеские отношения как легко возникают, так и распадаются, причем без какой-либо причины. Дети данного возраста делят людей на хороших и плохих. Исходя из психических данных, было бы неплохо водить детей вместе играть во двор, к друг другу в гости. Пока у детей происходят совместные занятия и общение, у их мам тем временем появится свободное время.

Особенности развития детей

В 4 года у детей появляются друзья

В данном периоде ребенок нуждается в похвале, уважении со стороны родителей, он стает обидчив на замечания.

Именно поэтому задача взрослого заключается в том, чтобы корректно подходить к формированию характера малыша. Сейчас он учится вежливому общению, вниманию, сочувствию, конечно, опираясь на пример взрослого.

Особенности развития детей

Умения и навыки самообслуживания развивают родители и воспитатели

Составляющие интеллектуальных способностей

Какое же волшебство содержится в интеллектуальных способностях, если они умеют повысить успешность многих действий? Понимание в этот вопрос внесет выделение основных действующих компонентов, образующих интеллектуальный талант:

  • способность анализировать
  • способность комбинировать и преобразовывать
  • способность рассуждать и делать выводы
  • способность планировать

Раскроем суть перечисленных составляющих, благодаря которым проявляется поисковая активность, сообразительность и мыслительная инициативность дошкольника.

Способность анализировать заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта.

Способность комбинировать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих.

Способность рассуждать проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи.

Способность планировать заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели.

Каждый из перечисленных компонентов имеет количественную и качественную характеристику. Чем больше у ребенка развита способность, тем с большим количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибочных предположений и действий он допустит.

Например, составляя паззлы в картинку, ребенок не будет хаотично передвигать их ради случайного попадания, а станет обращать внимание на фигурные края и часть рисунка. Кстати, данную особенность можно использовать в качестве первичной диагностики развития интеллектуальных способностей дошкольника.

Краткая качественная характеристика развития детей с легкой степенью УО в раннем школьном возрасте (с использованием материалов методических рекомендаций для изучения детей с УО Забрамной С.Д. и Т.Н. Исаевой «Знаете ли вы нас?»)

  • Физическое развитие. Может соответствовать возрастным нормам, а может иметь и незначительные отклонения, в отношении роста, веса.
  • Двигательное развитие. Наблюдаются нарушения. Особенно это касается согласованных произвольных движений. Выполняют простые действия по образцу. Но если дело будет касаться двигательных упражнений, состоящих из нескольких этапов, то возникнут трудности. Например, если дать инструкцию сделать три приседания, потом два наклона вперед. Походка обычно устойчивая.

Есть трудности при выполнении упражнений с одновременным использованием рук и ног. Например, приседание с одновременным разведением рук в стороны. Тонкая моторика нарушена, позже начинают правильно держать ручку или карандаш, труднее обучаются письму. Но в то же время, есть дети с УО, которые могут долго и успешно выполнять однообразные действия, требующие далеко не самого низкого уровня развития тонкой моторики, заниматься вышиванием, например, или вытачивать мелкие детали на станке. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

Краткая качественная характеристика развития детей с легкой степенью УО в раннем школьном возрасте (с использованием материалов методических рекомендаций для изучения детей с УО Забрамной С.Д. и Т.Н. Исаевой «Знаете ли вы нас?»)
  • Развитие бытовых навыков. Вполне успешно овладевают навыками самообслуживания – уверенно и правильно могут держать вилку/ложку, едят без помощи взрослых, сами одеваются, чистят зубы и т.д. При должном воспитании не испытывают серьезных затруднений в этом.
  • Социальное развитие. Могут называть свое имя, фамилию, отчество. Обычно называют имена близких родственников. Хотя порой некоторые дети и в таких вещах испытывают затруднения. Сами значения понятий семьи, родственников, соседей, друзей порой не могут разделять сообразно признакам, причисляя одних и тех же людей, то к семье, то к друзьям, например.
  • Ориентировка в пространстве. Понятия «право», «лево», «спереди», «сзади», «перед…», «ближе», «дальше», «за…», «над…», «под…» трудно поддаются пониманию. Могут преодолевать небольшие расстояния самостоятельно (дорога до школы или до магазина возле дома, например, чаще всего не вызывает затруднений). В здании школы первое время ориентируются с более значительными трудностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Простые правила дорожного движения, типа перехода проезжей части на зеленый сигнал светофора могут вызывать серьезные затруднения и требуют многократного повторения.
  • Ориентация во времени. С трудом усваивают понятия частей суток (утро, день, вечер, ночь), часто плохо запоминают названия времен года, с называнием и заучиванием месяцев зачастую испытывают еще большие затруднения. Узнавание времени по стрелочным часам вообще порой является непреодолимым препятствием. Последовательность событий из жизни часто не устанавливают правильно.
  • Бытовая ориентировка. Могут плохо различать понятия сезонности в одежде. Путают назначения бытовых предметов. Им необходимо давать четкие и конкретные инструкции при простых на первый взгляд, действиях, типа мытья пола.
  • Развитие коммуникативных навыков (способности к общению). При должном воспитании вполне успешно могут общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способны дружить. Со взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) способны «держать дистанцию» и адекватно реагировать на похвалу или критику. Но все же критичность собственных поступков нередко нарушена.
  • Способность к деятельности. Интерес к различным видам деятельности проявляют, часто непродолжительный. Необходима организующая и направляющая помощь взрослых. То есть могут действовать по подробной пошаговой инструкции и показу (примеру). Критично оценивать свои действия во время выполнения какого-либо задания могут, но часто крайне поверхностно. Как только понимают, что их действия не приносят нужного результата, впадают в беспомощность. Сами исправить ошибки да и понять их способны нечасто. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности.

Советы родителям по развитию интеллекта ребенка:

Используйте игры для развития интеллекта ребенка; Предлагайте ребенку «полезные» игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность. Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком; Используйте многофункциональные игрушки; Не перегружайте ребенка; Проводить занятия с ребенком только в игровой форме; Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь; Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта; Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки; Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой; Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения. Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

1. Поддержка проявления любознательности ребенка; 2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни; 3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела; 4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг; 5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости; 6. Расширяйте круг общения детей; 7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком; 8. Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье; 9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

Читайте также:  Вы уже ознакомились с нашими товарами?