Как развивать мелкую моторику рук у ребенка: полезные советы родителям

Развитие мелкой моторики у грудничков необходимо проводить с раннего возраста. Так малыши скорее адаптируются к окружающему миру, кроме того, получат новые навыки, которые в дальнейшем отразятся на речи ребенка.

Мелкая моторика, что это?

Мамы, папы и бабушки малышей должны знать — мелкая моторика получила название не по причине того, что она не очень важна при развитии ребенка, а потому, что отвечает за работу мелких мышц. Умение обращаться с мелкими предметами в раннем детстве благотворно сказывается на дальнейшем умственном и физическом развитии.

Развитая мелкая моторика у ребенка помогает ему хорошо обращаться с ручкой, карандашом или кистью, пользоваться ножницами, швейной иглой и другими мелкими предметами. Такой малыш быстро учится завязывать шнурки или застегивать пуговки. Для работы с мелкими предметами маленькому человечку потребуется хорошая координация, за которую отвечает один из разделов головного мозга.

Развивая у малыша мелкую моторику, вы тем самым способствуете развитию его интеллекта и способности к учебе.

Ребенок хорошо управляет движениями кистей рук и пальчиков, когда костно-мышечная и нервная системы находятся в полной гармонии.

Комплекс занятий мелкой моторикой для грудничков от до месяцев

С наступлением у малыша возраста трех месяцев развитие моторики рук должно проводиться с дополнительными занятиями. Помимо техники массажа, которую стоит продолжать, включайте еще тренировочные упражнения с целью научить грудничка держать предметы разной формы.

  1. Сначала разогреваем ручки младенца мелкими массажными движениями, приговаривая при этом песенки и стишки (лучше знакомить грудничка с новыми потешками или использовать его любимые).
  2. Затем можно приступать к пальчиковым играм. Для этого поочередно загибайте по одному пальчику ребенка на каждой ручке, приговаривая слова, соответствующие данной игре.
  3. Давайте грудничку различные предметы: пластиковые или деревянные погремушки, вещи, издающие шуршащие звуки. Некоторые родители используют деревянные слингобусы, которые познакомят кроху с новыми ощущениями.
  4. Развитие мелкой моторики у грудничков могут проводиться с использованием различных шнурков, планок с забавными игрушками, которые необходимо подвесить на кроватке на таком уровне, чтобы малыш смог до них дотянуться.

    Когда малыш уже активно передвигается по полу, в качестве развития мелкой моторики отлично подойдет игра с мягкими ковриками

  5. Положите младенца на живот и предложите ему две рядом лежащие погремушки разные по форме и цвету. Дайте возможность крохе самостоятельно выбрать наиболее понравившуюся. Пусть даже грудничок подержит ее всего несколько секунд, но в этом тоже заключается его новое развитие.
  6. Развитие мелкой моторики у грудничков до полугода проводите при помощи слингобус. Желательно, чтобы бусины на изделии имели различную форму и цвет. Малыш с интересом начнет перебирать эту забавную вещицу. Проследите за тем, чтобы слингобусы были крепкими.
Читайте также:  Делать ли прививку ребенку – взвешиваем все «за» и «против»

Говорят дети! Вернувшись из роддома с младшей дочкой, обнимаю и тискаю старшую (3,5 года). Диалог между нами: — Вырасту, детей рожать не буду. — Почему, Даша? — Больно долго там в роддоме держат, не выписывают. — Нам с папой захочется понянчиться с твоими малышами. — Ладно, рожу. Два дня полежу, и пусть выписывают.

В этом возрасте развитие мелкой моторики у грудничков считается важным, так как у малыша начинают появляться полезные навыки. Обязательно посмотрите видео о пользе развития мелкой моторики у детей до года.

Когда начинать заниматься с малышом

Лейкоциты в кале у ребенка младше года — норма, причины повышения

Говорить о том, с какого возраста начинать занятия по развитию моторных навыков, нет смысла, потому что малыш с первых дней жизни этим занимается. Сначала его движения хаотичны, пальчики сжимаются и раскрываются импульсивно. Уже на втором месяце можно малышу помогать в развитии хватательных движений (дать свой палец, круглую погремушку-кольцо). Только к 3-4 месяцам, когда дитя свое внимание и взгляд начинает сосредоточенно концентрировать на предметах, игрушках и ручках или ножках, можно ему помогать. Как проводить эти тренировки, чтобы улучшить мелкую моторику у ребенка?

Для эффективности и пользы занятий родителям необходимо соблюдать несколько правил:

  1. проводить их интересно;
  2. эмоции только положительные, голос тихий, спокойный;
  3. тренировки должны быть короткими, чтобы не утомить малыша;
  4. хвалить, даже младенца (он это почувствует по интонации голоса);
  5. проводить занятия систематически.

Только вооружившись этими несложными требованиями и выполняя их, и в домашних условиях можно успешно проводить такие занятия.

Тренировочные упражнения по развитию детской мелкой моторики

Предметы для развития мелкой моторики

-Различные виды круп – маленькие и крупные. Например, перемешайте различные крупы, и пускай ребенок переберет их.

-Можно поиграть в «Угадайку». Завяжите глаза и поочередно давайте узнаваемые предметы. Просите описать их, а после уже угадать, что он держит.

-Краски и карандаши. Давайте разнообразные раскраски и предметы для раскрашивания, это способствует развитию творчества и воображения.

-Мозаики и конструкторы. Все виды мозаик и конструкторов, особенно сложные пазлы развивают память, фантазию и особенно моторику.

-Игрушки-перчатки. Они очень интересные и помогают в разностороннем развитии ребенка. С самого рождения можно для ребенка устраивать кукольный театр, для начала родители показывают, а потом уже и сами дети начинают играть и придумывать различные сценки.

Игры с маленькими предметами по типу бусин, пуговиц и фасоли

До достижения ребенком 5 летнего возраста такие игры должны проходить под тщательным присмотром родителей, чтобы ребенок, повинуясь своим желанием познать, не проглотил мелкий предмет.

Читайте также:  Как научить ребенка говорить — лучшие способы и игры

Игры с мелкими деталями можно разделить на несколько групп:

  • игры с пересыпанием, когда ребенку предлагается перенести из одной посуды в другую некоторое количество предметов по одному;
  • игры-перебирания, задание состоит в том, что ребенок должен разделить предметы в разные стороны по определенному принципу;
  • игры-массажи, суть заключается в предоставлении ребенку возможности запустить руки в большое количество небольших предметов и перебирать их в свое удовольствие.

Рисование песком и на песке

Развитию мелкой моторики и фантазии способствует такой вид детского творчества как рисование песком и на песке. Возможно, заменить песок на другой сыпучий материал, например, соль или молотый кофе. Этот вид рисования можно предложить ребенку уже в 3 года.

Подготовите небольшую коробку с невысокими бортиками и предложите ребенку поводить пальчиком по насыпанному материалу. Пусть он нарисует небольшие полоски, кружочки, знакомые формы. Вы можете помочь ему, добавить к нарисованному объекту небольшие дополнения: глазки, ушки или ручки. Покажите ребенку волшебство, нарисовав ему веселую рожицу, которая исчезнет под вашими руками.

Для деток 5-6 лет можно усложнить задание и предложить им рисовать, насыпая материал в определенной последовательности на пустую поверхность. Пусть ребенок попробует насыпать песок в форме круга, квадрата и разрешите ему использовать свою фантазию. Уже через короткое время у вашего ребенка начнут появляться целые замки и истории из песка.