Как выработать красивый почерк у ребенка?

Красивый почерк и грамотность при письме характеризуют человека, как серьезного, ответственного, внимательного и аккуратного. Но далеко не все современные школьники пишут красиво и грамотно. Поэтому многие родители задаются вопросом, как научить ребенка красиво писать и не делать ошибок?

Совет Мотивируйте

Зачем нужна мотивация? Без желания достичь результата любое действие превращается в скучное и неинтересное дело. Прежде чем начать обучаться письму, ребенок должен хотеть это делать и понимать, где ему пригодится данный навык. Как может помочь родитель. Обратите внимание на различные игры, квесты, задания, в которых можно составлять секретные записки, карты, послания, расшифровывать таинственные письмена, шарады и так далее. Насыщенные эмоциональным теплом короткие послания от родителей к детям и обратно также не будут лишними. Хорошо подойдут и списки поручений с обозначением приятной для ребенка награды в конце.

Как исправить почерк ребенка — обзор методик и упражнений для школьников

/ Развиваемся и учим / Как исправить почерк ребенка — обзор методик и упражнений для школьников

По мнению ученых, ровный, красивый почерк свидетельствует о развитой мелкой моторике рук, о четкой взаимосвязи левого и правого полушария мозга, о связи логического и образного мышления. Детские психологи всеми силами пытаются убедить родителей, что «корявый» почерк ребенка – это повод задуматься о его психологическом состоянии.

О чем может рассказать родителям почерк их ребенка, мы уже писали в предыдущей статье. Сегодня мы поговорим о том, как можно исправить почерк ребенка.

Мы предложим вниманию наших читателей несколько эффективных методик, которые способны не только научить ребенка красиво писать, но и улучшить координацию и ритм его движений, разбудить «спящие» зоны мозга, отвечающие за механизм очень сложного навыка – письма.

Коррекция почерка у детей — обзор методик и упражнения

Прежде чем рассказать о существующих эффективных методиках исправления почерка, давайте рассмотрим самые часто встречающие погрешности детского письма.

  • Неразборчивость. Чаще всего дети пишут неразборчиво следующие буквы: и, п, к, ш. Нередко они неправильно соединяют две гласные буквы «А» и «О».
  • Пространственная дезориентация на листе.
  • Замена одной буквы на другую.
  • Разные размеры букв. Их уменьшение или увеличение в конце строки.
  • При письме неровные строчки. Они «уходят» вниз или вверх.
  • Разная высота и наклон букв.
  • Неправильный нажим — слишком сильный или, наоборот, слишком слабый.

Для всех вышеперечисленных погрешностей разработаны свои методы отработки. Но хотелось бы отметить, что чаще всего они наблюдаются в комплексе. Однако природа у них может быть абсолютно разная. задача родителей состоит в том, чтобы своевременно начать борьбу с этими погрешностями. Чем раньше начнутся занятия по исправлению почерка, тем успешней будут результаты.

Читайте также:  Что такое физиологическая эритема новорожденных, лечение

Самые простые упражнения для детей для исправления почерка

Прописи

Сегодня в отделах школьных принадлежностей в продаже имеются самые разные виды прописей. Эти прописи позволяют ребенку совершать ряд простых действий: рисовать кружочки, обводить квадратики, чертить палочки.

В свою очередь эти действия помогают развить у ребенка мелкую моторику рук, откорректировать посадку при письме, отработать правильное положение ручки в руке.

Специалисты рекомендуют приобретать сразу несколько видов прописей.

Упражнения для развития мелкой моторики

  • Родители должны вместе с ребенком собирать всевозможные пазлы, мозаики, складывать оригами, изготавливать браслетики из мелких бусинок, вышивать картины. Задания (по мере их выполнения) необходимо усложнять. Кроме всего прочего, эти упражнения выработают у ребенка усидчивость, что, безусловно, пригодится ему в школе.
  • Рисование и штриховка. Большинство детей любят рисовать, поэтому заставлять их не придется. Родители должны лишь направлять ребенка и уделять максимум времени штриховке свободных участков рисунка. Штриховка должна быть равномерной, без «проплешин» и пятен.
  • Пальчиковые игры. Это упражнение для развития мелкой моторики. С этой же целью можно использовать игрушки-шнуровки.
  • Обведение контура рисунка. Данное упражнение развивает пространственное воображение. Родители могут попросить ребенка не только обвести контур рисунка, но и самостоятельно продолжить узор.

Методика Ольги Лысенко

Недавно в продаже появилась очень полезная книга Ольги Лысенко «Каллиграфия» — или как научить ребенка писать красиво, бегло и устойчиво. Курс Ольги Лысенко состоит из:

  1. уроков. Уроки содержат точные скрипты и подробные инструкции по написанию букв и правильного их соединения.
  2. Прописей для постановки почерка у детей. Прописей для исправления почерка у взрослых.
  3. Методичек для родителей и учителей.

Два основных принципа методики О. Лысенко.

    • Постепенность в усложнении изучения элементов. Суть методики основана на сходности элементов при написании букв. Прописи построены в данном случае не в алфавитном порядке, а по сходности написания элементов букв. Пример: ребенок начал изучать элемент «крючок», в прописи представлены все буквы, в которые входит данный элемент. Таким образом, происходит закрепление мелкой моторики для написания этого элемента.
    • Завершенность действия.  Ольга Лысенко предлагает в совершенстве оттачивать написание базового элемента и только потом соединять его в систему (букву).

Курс О. Лысенко был высоко оценен российскими учителями.

Тренажер Л. Тарасовой по исправлению почерка

Для исправления и отработки навыков письма в домашних условиях прекрасно подходит тренажер Тарасовой. Этот тренажер состоит из трех тетрадей-прописей. Каждая пропись разбита на темы. По специальной линеечке дети должны обводить буквы, до той поры пока мышцы руки не запомнят правильное написание буквы.

Как научить ребенка грамотно писать?

Только лишь красивого почерка, разумеется, не достаточно, очень важно еще и то, как научить ребенка правильно писать и не допускать ошибок. Есть дети, которые пишут грамотно интуитивно, не заучивая правил. Обычно у них хорошо развита зрительная память, и они много читают. Но гораздо большему количеству детей грамотное письмо дается с трудом. Родители могут помочь и в этом, если попытаются разобраться, как научить ребенка писать грамотно.

Читайте также:  Показания к операции по удалению пупочной грыжи у ребенка

В первую очередь нужно будет контролировать выполнение домашних заданий. Проверяйте знание ребенком правил, просите его прокомментировать, почему он написал ту или иную букву, знак препинания. Необходимо уделить внимание изучению слов, написание которых не подчиняется основным правилам. Для этого можно предлагать ребенку читать специально разработанную литературу, писать диктанты, где они часто встречаются.

Когда ребенок уже хорошо ориентируется в правилах грамматики и орфографии, можно начинать задумываться над тем, как научить ребенка писать диктант, так как это – самая распространенная форма контроля грамотности. При этом важно брать правильные тексты. Например, можно сделать диктант из обычного упражнения в школьном учебнике, в котором нужно вставить пропущенные буквы. Такие упражнения, как правило, состоят из 12-14 предложений, которые нужно продиктовать ребенку. Предварительно можно разобрать с ним все слова, в которые необходимо вставить букву, вспомнить правила, которые определяют написание того или иного слова. Затем пусть ребенок напишет эти предложения под диктовку, проговаривая каждое слово по слогам. Выполнение такого упражнения – основное в том, как научить ребенка писать диктант, оно развивает все виды памяти и способствует запоминанию написания слов. Во время письма попросите ребенка комментировать, почему он пишет именно так, это приучает писать и думать одновременно, что значительно облегчит ему в будущем написание контрольных диктантов.

Ниже приведены примеры проблем с письмом и способов их устранения.

Ребенок пишет буквы зеркально (вместо «з» — «е», «в», «д» в другую сторону). Причина, скорее всего, лежит в переученной леворукости, т.е. в раннем детстве родители старались давать различные предметы ребенку в правую руку, несмотря на то, что ему удобнее было их держать левой (в том числе ложку и ручку). Решить проблему помогут упражнения по ориентированию в пространстве: бросать мячик в разные стороны, рисовать предметы в разных углах листа бумаги и т.п., а «проблемные» буквы нужно медленно и внимательно прописывать, чтобы выработать необходимый навык.

Ребенок пропускает, заменяет буквы с «похожими» звуками (б-п, в-ф и др.), пишет слова с разной высотой и наклоном. В этом случае упор стоит сделать на повторении букв алфавита, их поиске в словах, отличии гласных и согласных друг от друга. Для занятий лучше всего подойдет магнитная доска с разноцветными буквами.

Не стоит исключать, что проблемы с почерком у ребенка возникают из-за недостаточного развития или дефектов речи, слуха, неустойчивого внимания или усталости и общего ослабления организма. В этом случае может понадобиться помощь специалиста – логопеда, психолога или педиатра.

Читайте также:  Молозиво при беременности: что такое, зачем нужно и когда появляется

Как справиться с дисграфией?

Как ни печально, но довольно часто встречаются школьники, пишущие с грамматическими ошибками и страдающие дисграфией. Из-за дисграфии ребенок получает в свой адрес обидные высказывания и беспочвенные упреки. Его проблема заключается в том, что он не умеет применять свои знания на практике.

Самостоятельно в домашних условиях также есть возможность хотя бы частично ее устранить.

Родителям, чьи дети совершают много ошибок при письме, следует придерживаться следующих советов:

Как справиться с дисграфией?
  1. Позволяйте малышу больше гулять. Пребывание на свежем воздухе способствует насыщению мозга кислородом, повышению работоспособности, также ребенок сможет хорошо отдохнуть.
  2. Если малыш еще не ходит в школу, разрешайте ему играть, не загружайте слишком сильно его развивающими заданиями. В процессе игры ребенок приобретает навыки самоконтроля, дисциплины и соблюдения правил.
  3. Можно записать чадо в какой-либо спортивный или танцевальный кружок. Помимо вышеперечисленных навыков занятие спортом способствует еще и развитию координации, что благоприятно влияет на процесс обучения письму.
  4. Можно слегка помассировать малышу шею и затылок. Это поможет облегчить нагрузку на позвоночник, улучшить кровообращение и работу мозга.

Чтобы не зацикливать ребенка на одном виде деятельности, имеет смысл записать его в спортивную секцию

Что же необходимо сделать, чтобы ребенок научился грамотному письму? Если ваш малыш страдает дисграфией, стоит своевременно отреагировать, обратившись за помощью к специалисту, а также самостоятельно ежедневно проводить занятия. Если дисграфия является диагнозом, то вряд ли родители способны с ней справиться самостоятельно без помощи специалиста. Выяснить, насколько серьезными являются проблемы в письменной речи у малыша, можно по определенным признакам.

Признаки дисграфии

Детям, у которых наблюдается дисграфия, не нравится изучать русский язык. Тетради у них выглядят неаккуратно, почерк часто изменяется: либо очень некрасивый, либо вовсе невозможно разобрать, что написано. Если вовремя не принять меры, у малыша могут развиться комплексы, из-за чего он может испытывать затруднения в письме.

Тем не менее, с такой проблемой могут столкнуться умные, обладающие большим интеллектом дети. Они также способны растеряться при виде белого чистого листка и шариковой ручки:

Как справиться с дисграфией?
  • кроха упорно старается выучить правила, но все равно совершает большое количество повторяющихся ошибок в тетради;
  • почерк совсем неряшливый: малыш может перепутать буквы, написать их в противоположную сторону, заменить или дописать лишнее;
  • на почерк может влиять настроение и самочувствие малыша;
  • при таких письменных нарушениях дисграфикам может хорошо даваться рисование.

Дисграфия у ребенка характеризуется не только плохим почерком, но и его зависимостью от эмоционального состояния Не следует забывать о том, что на возникновении дисграфии может влиять как педагогическая запущенность, в которой виноваты только родители, так и генетическая предрасположенность. В обоих случаях школьник не виноват, поэтому необходимо оказать ему всевозможную помощь и ни в коем случае не ругать его и не упрекать.