Первое слово: что нужно знать о развитии речи ребенка

Когда семья вырастает на одного человека, всё в ней меняется. Время начинает течь по-иному и подчиняться новым требованиям. Первый год жизни ребёнка его родители привыкают к новому статусу, изучают вопросы, которые раньше их не волновали, находятся в постоянном самосовершенствовании.

Когда одевать обувь ребенку?

В первый год жизни малыша продолжается формирование стопы, поэтому очень важно своевременно «облачить» ножки малыша в удобную и подходящую обувь. Но когда одевать обувь ребенку, чтобы не нарушить правильное формирование стопы?

Обзавестись первой обувью для ребенка следует примерно в 10-12 месяцев, когда малыш уже начал самостоятельно ходить. Рекомендуется даже вне зависимости от того начал малыш ходить или нет, одевать ему обувь начиная с 10 месяцев. Это будет поощрять малыша пытаться самостоятельно вставать на ножки и делать первые шаги, вначале держась за опору, а после и самостоятельно. Примерно в это время, когда кроха совершает свои первые шаги и в дальнейшем начинает уверенно ходить, существенно возрастает нагрузка на стопу. А в возрасте 10-14 месяцев стопа малыша еще плоская и не вполне приспособлена для ходьбы и осуществления рессорной функции, заключающейся в смягчении микроударов и сотрясений, которыми сопровождаются шаги крохи. У ребенка более старшего возраста сформировавшаяся стопа имеет особую конструкцию, похожую на форму свода, благодаря которой и поглощаются сотрясения и микроудары, возникающие в процессе ходьбы. Обычно полное формирование стопы происходит в течение нескольких первых лет жизни малыша. А пока стопа еще продолжает свое формирование, она нуждается в дополнительном укреплении и поддержке.

Укрепить стопы малыша можно с помощью обуви. Но как правильно выбрать обувь ребенку? Многие мамочки ошибочно полагают, что лучшей обувью для маленького ребенка являются вязаные башмачки, мягкие забавные тапочки, легкие пинетки или даже теплые носочки. Заботливые родители могут полагать, что кожаная обувь с твердой подошвой будет неудобной для ребенка и будет причинять ему дискомфорт в процессе ходьбы. Однако педиатры однозначно советуют отдать предпочтение твердой обуви, специально созданной для малышей.

Месяц первый

Заниматься ребёнком необходимо с первых же дней его жизни. До года закладывается фундамент его дальнейшего развития. Как бы ни казалось, что малыш ещё ничего не понимает и не воспринимает, это не так. Уже с первых дней кроха реагирует на звуки, различает тон разговора, мелодичность речи, отличает свет от темноты, по запаху чувствует присутствие мамы поблизости, чувствует прикосновения.

У ребёнка развиты безусловные врождённые рефлексы, например, он ищет мамину грудь и сосёт её, вздрагивает от резких звуков, шагает ножками, если держать его над поверхностью вертикально, хватается ручками, и еще около семидесяти различных рефлексов. Малыш не настолько не приспособлен, как кажется.

Малыш в 1 месяц уже узнает маму

Месяц первый

В данный период правильно будет развивать и воспитывать детей несложными методами. Развивать цветовое зрение, располагая яркие контрастные мобили, погремушки-гирлянды на расстоянии 30 см от глаз малыша. Учить фиксировать взгляд, двигая яркой погремушкой перед глазами малыша до расстояния около 20 см, а затем, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещая её в стороны, вверх и вниз. Развивать слух малыша, ласково с ним разговаривая, включая музыку, гремя мелодичными погремушками.

Необходимо носить ребёнка на руках, устраивать ему экскурсии по квартире, рассказывать обо всём вокруг.

Первая обувь малыша

Многие мамы и папы с умилением выбирают первые пинетки для своего ребенка, полагая, что они лишь являются украшением детских ножек, а не полноценной обувью. На самом деле пинетки должны охватывать щиколотки и голеностопные суставы ребенка, способствуя их физиологическому развитию.

Кроме того, пинетки готовят хрупкие ножки малыша к будущему ношению «настоящей» обуви. Многие родители также ошибочно считают, что до того, пока ребенок не научится самостоятельно ходить, – обувь ему не нужна. Но чем старше малыш, тем труднее он будет привыкать к настоящей обуви. Поэтому начинать нужно с пинеток, и носить их следует повседневно, вплоть до того, как ребенок сделает свои первые шаги.

Читайте также:  Как укрепить иммунитет ребёнку в 2 года?

Требования к детской обуви

Обувь для маленького ребенка должна быть безопасна и удобна. У нее должна быть легкая и гибкая подошва, не затрудняющая ходьбу ребенка и не мешающая свободе движений. Материал, из которого изготовлена качественная обувь, должен быть максимально дышащим, способным испарять влагу. Поэтому педиатры советуют отказаться от синтетики, остановив свой выбор на обуви из натуральной кожи.

Детская обувь не должна сидеть на ножке ребенка впритык, в противном случае тесные ботиночки малыш будет воспринимать, как нечто крайне неудобное и мешающее его двигательной активности. От пальчиков до носка обуви должно быть расстояние не меньше сантиметра.

Первая обувь малыша

Памятка по выбору первой обуви (Клик для увеличения)

Прекрасно, если обувь будет дополнена анатомическими стельками, которые препятствуют развитию плоскостопия и способствуют правильному формированию стопы.

Детская обувь должна иметь цельный задник, который надежно фиксирует положение ноги. Если задник сшит из кусочков ткани или кожи – от такой обуви лучше отказаться, швы, расположенные на внутренней стороне обуви, будут натирать нежную кожу ребенка. Желательно выбирать обувь с жестким задником, но при этом он должен быть обтянут мягкой материей, в этом случае чувствительная кожа также избежит натирания.

Выбирая детскую обувь, нужно не забыть и о застежках – важно, чтобы они крепко удерживали обувь на ноге ребенка. Отличным вариантом являются липучки, которые весьма удобны в обращении и малыш без труда научится управляться с ними.

Детская ортопедическая обувь

Специалисты считают, что практически все новорожденные появляются на свет с физиологически здоровыми ножками, однако в процессе формирования стоп многие малыши приобретают проблемы, связанные с ними в будущем. Для профилактики возможных проблем создана специальная обувь для малышей – ортопедическая.

Детская ортопедическая обувь (клик для увеличения)

Большинство родителей видят ортопедическую обувь как метод лечения проблемных ножек. Но на самом деле она создавалась для профилактики вероятных заболеваний стоп и неправильного их формирования. У ортопедической обуви имеются свои преимущества:

  • наличие анатомической стельки или супинатора, которые равномерно распределяют нагрузку на мышцы стоп и препятствуют их деформации;
  • наличие жесткого и высокого задника, надежно фиксирующего детскую ножку;
  • наличие специальной колодки, которая создает необходимое пространство в обуви;
  • наличие широкой и легкой не скользящей подошвы, защищающей ребенка от падений;
  • наличие каблучка, который не дает ноге отклоняться назад, что позволяет предотвратить плоскостопие.

Ортопедическую обувь для малыша нужно приобретать в специализированных торговых точках, и чтобы не ошибиться с выбором, лучше отдавать предпочтение популярным производителям. Качественная ортопедическая обувь соответствует гигиеническим и медицинским нормам.

Первая обувь малыша

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Если ребенок ходит на носочках…

Вот очень огромная, очень подробная и очень полезная статья о правильном выборе детской обуви на все случаи жизни – 

Советы ортопедаВидео от Комаровского

Малыша понимает только мама

Мой племянник предложениями заговорил около двух, но слова были не очень понятны особенно с непривычки — или конец слова или начало: ди — иди, ко — комната, коробка, колесо, гоу — мяч (видимо, от слова «гол») бе, си, зе, жё, чё — цвета, каки — красный.

Например фраза «Яя, ди яя ко», обращённая ко мне, значила «Вера, иди в свою комнату». А ещё такой случай был: пошли они с бабушкой чистить зубы, до этого всегда была зелёная паста в зеленом тюбике, а тут родители купили в красном. Любил очень Арсений пасту всем на щётку выдавливать, себе детскую выдавил и решил бабушке помочь — распаковали новую пасту, он крышку открутил и удивленно так говорит:

— Бе! (значит, белая) А я дуди каки! («А я думал, красная»). — Вера Котова.

Иногда малыш говорит, и говорит много, активно предпринимая попытки вступить в диалог с другими детьми и взрослыми на площадке, в поликлинике, в транспорте. Но маме приходится брать на себя роль переводчика, потому что для окружающих речь малыша звучит набором бессвязных звуков. Возвращаясь к нормам развития языка, ребенок в возрасте до трех лет имеет полное право заменять отдельные буквы в словах, а какие-то и вовсе не произносить. Но кроме неразличимых звуков, речь малышей может еще и изобиловать неведомыми окружающим словами. Как же помочь малышу стать приятным собеседником не только для мамы, но и для других людей?

Читайте также:  Правила, которые легко научат детей быстро читать

В первую очередь, обратите внимание на чистоту и правильность речи, которую слышит малыш. Если вы сюсюкаете, активно используете в речи разнообразные «куп-куп» и «ням-ням», закрепляете в речи малыша плоды его неверного произношения («весипет» — велосипед, «атя» — шапка», «игока» — Егорка), повторяя и регулярно используя в речи эти словоформы, разговариваете слишком быстро или, напротив, слишком медленно, не стоит ожидать скорого становления чистой и понятной речи у малыша.

Сделайте свою речь грамматически правильной, артикуляционно чистой и эмоционально выразительной, а также предложите ребенку упражнения и игры на развитие речевого аппарата и улучшение артикуляции. Они не занимают много времени и проводятся в игровой форме между делом. Можно перед зеркалом вытягивать губы трубочкой, цокать язычком «как лошадка», дуть на бумажные шарики, выдувать мыльные пузыри и т.д. Существуют книги и карточки с наглядным изображением упражнений артикуляционной гимнастики в стихотворной или в сказочной форме (, и др.).

Важно, чтобы неправильное звукопроизношение не закрепилось в речи малыша, ведь исправлять его потом будет гораздо сложнее.

Я как манны небесной ждала, когда ребенок заговорит! Первые внятные слова начали появляться после двух, но очень медленно, к 2,6 их было не больше полусотни. И вот последние два месяца (сейчас Ксюше 2,11) именно прорвало — говорит и повторяет все, постоянно и довольно чётко. К нашему удивлению, среди первых фраз были рифмованные:

— Мадам-мадам, иди ням-ням (Мадам Газель из мультика про Пеппу) — Я не бяка, я собака, я хочу гав!

Сейчас частенько выдаёт забавные фразы, из последнего: папа, одень меня на шею! — Надежда Киселева.

Каждая история появления первого слова, как и появления самого малыша на свет, — индивидуальна, и последнее, что стоит делать, — это сравнивать своего ребенка с другими детьми, сравнивать скорость его развития, величину его словарного запаса или количество правильно произносимых звуков с «показателями» речевого развития каких-то среднестатистических детей или вполне реальных знакомых детишек.

Что действительно следует сделать маме, обеспокоенной своевременным развитием речи малыша, — это завести дневничок, в котором фиксировать все новые слова и наблюдения за речевой активностью, развитием понимания обращенной речи, использованием жестов и другими проявлениями прогресса в становлении речи.

Анализируя эти записи, внимательная мама всегда сможет увидеть, когда малышу нужна консультация специалиста, а когда достаточно сделать акцент на речевые игры и упражнения, чтобы помочь малышу заговорить больше и понятнее.

— поделитесь с друзьями!Читать дальше

  • «Женщина с ВИЧ способна родить здорового ребёнка». Интервью со специалистами центра по борьбе со СПИДом
  • «Дорогая, расслабься, это надолго». Советы будущим родителям от опытных
  • «Воспитывать ребенка с РАС — это марафон, а не спринт»

Как научить ребенка ходить? Как сделать первые шаги? Советы и упражнения | Развитие ребенка

Первые шаги большинство детей осваивают в возрасте до одного года.

Любознательные и активные малыши приобретают это умение раньше — в возрасте от 9 месяцев, боязливые и медлительные позже, иногда только к 1,5 годам.

Прямохождение — не врождённый навык, ему нужно учиться, и родители могут повлиять на этот процесс. Главное — учитывать индивидуальные особенности развития своего малыша, его физическое состояние, характер и темперамент.

Этапы развития: от ползания к первым шагам

Специалисты утверждают, что локомоторные навыки, или способность человека передвигаться в пространстве развиваются по определенной схеме.

Сначала ребенок учится переворачиваться, сидеть, потом ползать, затем вставать с опорой и ходить.

Некоторые дети проскакивают этап ползания или перемещаются по-своему: отталкиваясь коленями, руками или елозя на животе. Считается, что такие малыши совершают первые шаги позже остальных.

Ползание приносит большую пользу: оно делает крепче мышцы, открывает новые возможности при перемещении в пространстве, побуждает к экспериментам с положением тела. Поэтому, чтобы подготовить малыша к ходьбе, рекомендуется пройти все подготовительные стадии.

Основной показатель готовности к новому умению — способность крохи передвигаться с опорой некоторое время. Ещё одно условие: крепкие мышцы рук и спины. На начальном этапе можно поощрять передвижение вдоль высоких бортиков кроватки или иной мебели. В процессе нужно максимально обезопасить маленького человечка, постелив одеяло или матрас.

Читайте также:  Бабушка воспитывает ребенка: за и против

На следующей стадии не обойтись без помощи взрослых. Малыш начинает передвигаться, опираясь на обе руки близких людей. Когда он освоится, одну руку можно убрать. Вскоре ребенок совершит первые робкие шаги самостоятельно.

Вспомогательный инвентарь

Дети очень любят передвигаться при помощи родительских рук, но взрослых это занятие утомляет. Поэтому многие покупают ходунки, сажают в них чадо и успокаиваются. Но большинство педиатров не одобряют это приспособление, мотивируя свое мнение следующими аргументами:

Как научить ребенка ходить? Как сделать первые шаги? Советы и упражнения | Развитие ребенка
  • Координация движений в ходунках развивается неправильно;
  • Ребенку будет страшно передвигаться самостоятельно;
  • Высок риск травматизма: на высокой скорости приспособление может перевернуться;
  • В продаже много некачественных моделей, способных нанести вред.

Иное дело — детские вожжи. При их использовании мышцы спины и рук у взрослого не слишком напряжены. Шагающий бутуз находится под чутким контролем, но способен определять направление движения.

Спортивным инвентарем может стать и прогулочная коляска. Ребенок будет приобретать необходимые навыки во время пребывания на улице. Конечно, для совершения первых шагов коляска не подходит.

Техники и упражнения

На задержку первых шагов ребенка может повлиять гипертонус — состояние, при котором мышцы находятся в напряжении. Малышу с гипертонусом трудно поставить ногу на всю стопу, если его придерживать, в положении стоя он будет находиться на цыпочках. В этом случае врачи рекомендуют массаж и ванны с травами.

Уже в возрасте нескольких месяцев с ребенком можно делать упражнения для укрепления всех групп мышц. Любая физическая деятельность: плавание, переползание через препятствия, подтягивания с помощью рук взрослого, укрепит моторные навыки и мышечный корсет. К упражнениям, приближающимся первые шаги относятся:

Занятия на фитболе. Взрослый усаживает кроху на мяч, располагая его лицом от себя и начинает раскачивать вправо и влево. Затем приподнимает его и побуждает перебирать ножками по поверхности.

Упражнения с игрушкой. Яркий предмет устанавливается на мягком кресле так, чтобы малыш его видел. Цель занятия — побудить ребенка сначала добраться до кресла ползком, затем подняться с опорой и достать игрушку.

От папы к маме. Один взрослый держит ребенка за руку, второй побуждает дойти до него. Для этого крохе нужно отпустить опору и сделать первый шаг.

Перешагивание через препятствие. Между двумя большими предметами натягивается верёвочка. Малыш, держась за руку, должен перешагнуть через нее. Упражнение развивает голеностопные суставы.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Что может затормозить появление навыка?

Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но в то же время развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

  • чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение;
  • темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации;
  • генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы;
  • климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий;
  • боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей;
  • стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности;
  • заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

Особняком стоят патологии в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата. В такой ситуации необходимо постоянное наблюдение соответствующего специалиста, приём лекарственных препаратов и физиотерапевтические процедуры.