Развитие грудничков, поведение, что должен уметь ребенок по месяцам

Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.

12–месяцев

К своему первому дню рождения большинство малышей успевают сделать первый шаг и теперь совершенствуются в этом умении. Но даже если кроха немного запаздывает, переживать не стоит: ходьба – сложный навык, и на освоение его медицинские нормы отводят детям довольно долгий период, с 10 до 17 месяцев. Чтобы ребенок смог самостоятельно ходить, у него должны окрепнуть различные группы мышц (не только ног, но и спины, шеи, рук), а нервная система должна быть достаточно зрелой, чтобы координировать их работу. В освоении навыков движения имеет значение и пол ребенка (девочки развиваются быстрее мальчиков), и его вес (полным детям ходьба может даваться медленнее), и темперамент, интересы (непоседливый живчик пойдет раньше тихони, который предпочитает возиться с игрушками на коврике).

СОВЕТ. Первое, что требуется от малыша, который только начал ходить, – научиться держать равновесие. В этом ему поможет большая игрушка-каталка (например, машинка) с ручкой, за которую он сможет держаться, толкая игрушку перед собой. Такие «упражнения с поддержкой» помогают детям держать равновесие и увереннее ходить. А вот ходунки, очень удобные для родителей, не слишком полезны для малыша; если и выдавать их ребенку, то не больше чем на 15 минут. В них ребенок «окружен со всех сторон» и не пытается самостоятельно держать равновесие, слабо тренирует мышцы бедер и ягодиц, а вот на позвоночник, голени и стопы получает ненужную нагрузку.

Эмоциональное общение

В первые месяцы после рождения главным видом деятельности для ребенка является эмоциональное общение с мамой или человеком, ее заменяющим.

Прикосновения, физический и речевой контакт с малышом помогают в развитии его эмпатии и последующем проявлении заботы о своих детях. Этот факт доказал американский психолог Гарри Харлоу. Ученый на примере обезьян показал, как замещение матери манекеном приводит к асоциальному поведению и утрате родительских инстинктов у особей, выращенных в подобных условиях.

Физическое развитие

Ребенок уже самостоятелен — он уверенно передвигается по комнатам, знает свои игрушки, умеет бегать и пинать мяч или бросать его вверх. Ручки, которые раньше приходилось разводить, чтобы удержать равновесие, теперь опущены вдоль тела, походка устойчивая.

К другим способностям ребенка в 1,5 года относят:

  • умение огибать или перешагивать препятствия;
  • пройти по чуть наклонной поверхности;
  • залезть на диван без помощи взрослых;
  • тянуть за собой игрушку на веревочке;
  • танцевать под музыку;
  • пытаться подниматься по лестнице приставным шагом.

Из бытовых навыков полуторагодовалый ребенок умеет:

  • держать ложку, есть жидкую пищу и частично твердую;
  • пить из кружки;
  • проситься на горшок.

Начиная с 18 месяцев исчезает пухлый животик, ручки и ножки удлиняются, теряют складочки и округлость. Количество зубов у детей разное, но педиатры считают, что к этому возрасту их должно быть от 10 до 14.

Двигательная активность месячного ребенка

Сколько должен есть ребенок в 1 месяц

В целом, двигательная активность ребенка в 1 месяц слабая. Большая часть мышц еще не развита. Все движения, которые совершает малыш в этом возрасте, заложены генетически на уровне рефлексов. Большую часть времени чадо находится во сне. В этом возрасте время бодрствования составляет всего 45 минут – 1 час. Дневной сон может длиться от 15 минут до 2-3 часов. Так от 4 до 8 раз. Ночью ребенок спит так, как и взрослые – 8-10 часов, но может просыпаться среди ночи.

Уже месяц, скоро будет взрослым

Двигательная активность месячного ребенка

Забота о здоровом сне ребенка чрезвычайно важна. Известный педиатр, Евгений Комаровский, привел несколько рекомендаций по обеспечению здорового сна, которые родителям надо знать:

  1. Высыпаться самим родителям. Ребенку нужны здоровые и отдохнувшие родители.
  2. Готовить ребенка к ночному сну заранее. Сон малыша должен быть синхронизирован с режимом дня семьи.
  3. Малыш в возрасте одного месяца должен спать в детской кроватке в спальне родителей.
  4. Дневной сон должен быть нормированным. Только тогда ребенок будет нормально высыпаться ночью.
  5. В возрасте одного месяца младенец может есть за ночь 1-2 раза. Это нормально. Уже после 6 месяцев такой необходимости не будет.
  6. Важно поддерживать правильный микроклимат в помещении. Оптимальная температура в комнате – 18-20 градусов тепла при влажности в 50-70 процентов.
  7. Обязательно нужно купать ребенка. Это полезно для его гигиены, так еще и положительно сказывается на сне.
  8. Нельзя пользоваться подушками, пока малыш не достиг двухлетнего возраста.
Читайте также:  Как выбрать коляску для новорожденного ребенка: советы и рекомендации

Важно! Поскольку особой двигательной активности в месячном возрасте еще нет, то сну нужно уделить особое внимание.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.

Полезные занятия для развития ребенка в год

Годовалый ребенок проявляет повышенный интерес к окружающему миру: поощряйте это. Зачастую в таком возрасте нет интереса к игрушкам, но присутствует заинтересованность в бытовых предметах, находящихся в пользовании взрослых. Если сын или дочь проявляет повышенный интерес к пустой кастрюле или пульту от телевизора, дайте им возможность удовлетворить любопытство. Речь не идет о предметах, опасных для здоровья – нож, аэрозоль, косметика и так далее.

Общие рекомендации для родителей, помогающие развитию крохи:

Относитесь уважительно к самостоятельному выбору

Позвольте ему самостоятельно, без вашего участия выбрать игрушку для прогулки. Хочет сам надеть шапку или ботинок? Позвольте ему предпринять такую попытку. Давайте крохе больше выбора, считайтесь с мнением, которое он выражает.

У него что-то не получается, и это обстоятельство вызывает у него слезы и капризы – не спешите все делать вместо него, просто помогите ему советом. Например, он не может запихнуть кубик в отверстие для шарика – предложите ему другие варианты. Не может собрать пирамидку в нужном порядке? Разложите перед ним кольца в правильной очередности – ему будет проще сориентироваться.

Читайте также:  Имена для мальчиков и девочек рожденных в декабре 2020 по святцам

Важность физического развития

К годовалому возрасту ребенок начинает активно ползать, преодолевать препятствия, взбирается по наклонной поверхности, может залезть на диван, делает свои первые шаги. Для получения дальнейших высоких результатов развития, необходимо приступать к выполнению первой зарядки. В этот период дети пытаются подражать окружающим. Позвольте ему повторять за вами элементарные движения – их повторения подарят малышу несколько увлекательных минут, и помогут в общем укреплении мышц.

Обучите его пользованию столовыми приборами

Многие годовалые дети уже могут пользоваться столовыми приборами, сидя за столом. В отдельных случаях дети уже умеют накалывать на вилку кусочки еды.

Обучайте малыша счету и новым словам

К возрасту одного года карапуз уже может произнести несколько слов. Преимущественно они имитирующие или облегченные: ма-ма, ба-ба и так далее.

Дети способны различать названия определенных предметов, имена родителей. Им не составляет труда выполнить простые просьбы близких: показать кубик, сесть на стульчик и так далее. Обычно он смотрит в сторону предмета, о котором говорят или на человека, названного по имени. Называйте новые предметы, попадающие в его поле зрения – так ему будет проще выучить определения и ассоциировать их с определенными вещами.

Сложно научить счету годовалого ребенка, но в этом возрасте он сможет осознать значение слова «два». Пример: разложите перед ним парные вещи, вроде пары перчаток, и говорите: «два». Потом проделайте это с носками, игрушками. Постепенно он начнет понимать, о чем речь.

Не мешайте его занятиям

В год кроха понимает значение слов «нельзя» и «можно». Когда малышу что-то запрещают, он всячески показывает недовольство. Не принуждайте его заниматься тем, чего ему не хочется. Не требуйте, чтобы он взял карандаши и рисовал, если ему хочется покатать по ковру машинку. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности, и принуждение к нежелательным делам могут спровоцировать капризы и негативные эмоции.

Будьте терпеливыми

По словам детских психологов, годовалые мальчики и девочки с интересом наблюдают за окружающими людьми, стремясь им подражать. Им уже ясно, что с разными людьми применяется разная модель поведения – это активно просматривается в их повадках. В присутствии малознакомых людей кроха стесняется, ведет себя сдержанно. С мамой или папой он позволяет себе капризы, и объясняется это просто: карапуз проверяет, готовы ли они любить его, вопреки поведению.

Режим дня

Постарайтесь составить расписание дня ребенка в едином ритме с семьей. То есть, время пробуждения по возможности должно быть одинаковым для всех, кто проживает в доме. Аналогичным образом поступите с приемами пищи — благодаря этому ребенок научится кушать за общим столом. Примерный распорядок дня:

  • 07:00 — пробуждение.
  • 07:00–07:30 — умывание, предоставьте малышу возможность самостоятельно почистить зубки, для этого потребуется специальная щеточка и зубная паста.
  • 07:30–08:00 — утренняя гимнастика.
  • 08:00–08:30 — завтрак, как вариант — молочная каша, например, овсяная, рисовая или гречневая.
  • 08:30–09:00 — чтение книжки, рисование.
  • 09:00–11:00 — первая прогулка, даже если малыш уже уверенно ходит сам, коляска не помешает, попутно можно купить хлеба или других продуктов, решить другие вопросы.
  • 11:00–12:00 — возвращение домой, игры.
  • 12:00–12:30 — обед.
  • 12:30–14:30 — тихий час.
  • 14:30–15:30 — просыпание, самостоятельные игры.
  • 15:30–16:00 — полдник, небольшой перекус не помешает.
  • 16:00–18:00 — прогулка, отличное время для посещения песочницы (если тепло) или вояжа по улицам города.
  • 18:00–19:30 — возвращение домой, общение с родными, развивающие игры.
  • 19:30–20:00 — ужин в кругу семьи.
  • 20:00–20:30 — подготовка к купанию.
  • 20:30–21:00 — водные процедуры.
  • 21:00–21:30 — кефир перед сном, отбой.

Адаптируйте предложенное расписание под потребности своего малыша. Вы можете вносить любые изменения, но обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок всегда кушал в одно и то же время. И не забывайте о самом главном, любите своего малыша и не забывайте ему об этом говорить. Пусть он растет здоровым и счастливым.

Родителей, чей ребенок перешагнул в возрасте отметку в 3 года, можно поздравить, ведь они пережили самый переломный момент в развитии малыша. Теперь вам понадобится запастись достаточным количеством энергии и понимания, чтобы развивать дальше дошкольника и способствовать его умениям.

В психологии существует мнение, что это «волшебный возраст», ведь с данного момента малыш должен уже начать вас слушаться и более стремительно развиваться. Но многих родителей заботит вопрос: что же именно должен уметь делать ребенок в 3 года и 3 месяца?

Читайте также:  Потница у грудничков – причины возникновения, виды, лечение

Двенадцатый месяц

Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.

Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.

Двенадцатый месяц

Кризис одного года имеет следующие признаки:

  • ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
  • поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
  • поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).

С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.

Возраст, мес. Главное достижение
1 Лежа на животе, поднимает подбородок
2 Лежа на животе, поднимает грудную клетку
3 Пытается захватить игрушку
4 Начинает сидеть с посторонней помощью
5 Любит сидеть, хватает предметы
6 Может сидеть за своим стульчиком
7 Садится сам
8 Стоит с посторонней помощью
9 Стоит, держась за опору
10 Хорошо ползает
11 Ходит с посторонней помощью
12 Первые шаги
Двенадцатый месяц

Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.

Возраст Навыки общения и речи
От 0 до 8 недель Плач, крик.
От 4 недель до 3 месяцев Смех и улыбка.
С 3 до 5 месяцев Во время данного периода появляется гуляние, дети нараспев произносят гласные.
С 4 месяцев Комплекс оживления, ребенок радуется общению.
С полугодовалого возраста Произносит слоги.
С 7 месяцев Появляется интонация, повторяются слоги.
С 7 месяцев до года Понимает и произносит слова.

Важные вопросы относительно годовалого возраста

Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.

Двенадцатый месяц

Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.

Возраст, мес. Прибавка в росте, см Прибавка в весе, г
1 3-4 700
2 3,5 800
3 2-3 850
4 2-3 800
5 2-3 750
6 2-3 650
7 2-3 600
8 2-3 500
9 1-2 450
10 1-2 400
11 1-2 350
12 1-2 300

Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.

Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года:

Двенадцатый месяц
  • конец 3-й недели;
  • 6-8 недель;
  • конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.

Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком. Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.

В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.

Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.

Двенадцатый месяц

Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.

Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.

Безопасность

С восьмимесячными детьми уже становится труднее, ведь они гораздо активнее, чем были раньше, и стремятся быстро познать мир. К сожалению, понятие «опасность» для них пока непонятно, потому в доме много потенциальных угроз. Малыш хорошо ползает, и за его передвижениями родители не всегда успевают проследить. Потому желательно перестраховаться заранее:

  • на розетки установить специальные заглушки;
  • оградить острые углы мебели;
  • острые предметы спрятать;
  • подальше убрать маленькие предметы;
  • бытовая и гигиеническая химия также должна быть не на виду;
  • не оставлять то, что бьётся;
  • на дверцы шкафов, окна и двери наложить специальные ограничители.

Не будьте беспечными, даже случайно оставленный на полу горячий утюг может стать причиной травмы ребёнка, а незащищённая ограничителем дверь шкафа прищемит нежные пальчики малыша.

Безопасность

Отдельно нужно поговорить о том, что кроха ест. Иногда на еду у ребёнка появляется аллергия. В таком возрасте это опасно, потому прежде чем что-то давать, нужно убедиться, что у младенца нет на это реакции. Если же уберечь ребёнка от опасности не получилось, важно не откладывая обратиться к врачу.