Воспитание детей от 0 до 3 лет — вклад в будущее ваших детей

К двум месяцам кризисный период новорожденности заканчивается привыканием ребенка к жизни вне матки, и начинается период стабильного развития — младенчество. Основная деятельность ребенка в этот период — движение и общение. Для успешного развития ребенка в первый год жизни, необходимо уделять ему достаточно внимания и тепла, постоянно взаимодействовать с ним.

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСКИХ ИГРУШЕК

раскрыть » / « свернуть

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСКИХ ИГРУШЕК

Самый серьезный вопрос при выборе игрушки – это ее безопасность.

Основными требованиями к безопасности детских игрушек являются следующие:

  • Безопасный материал, из которого изготовлена игрушка и безопасное покрытие. Наличие специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами. Маленький ребенок обязательно оближет игрушку, поэтому краска не должна слазить.
  • Отсутствие неприятного резкого запаха.
  • Прочность. Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Поэтому проверяйте надежность всех креплений и соединений. У мягких игрушек очень часто отклеиваются глаза – маленький ребенок может взять их в рот.
  • Безопасная конструкция. Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы. Для самых маленьких опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см).
  • Безопасный цвет. Слишком яркая, режущая глаз расцветка может оказывать негативное влияние на зрение и нервно-психическое состояние ребенка.
  • Безопасный звук. Избегайте игрушек с громким, пронзительным и резким звуком, которые могут повредить слух ребенка. Выбирайте игрушки, издающие спокойные и мелодичные звуки.
  • Безопасный размер. И игрушка, и ее составные части должны быть достаточно крупными, чтобы маленький ребенок не проглотил их. На игрушках обычно указывается, с какого возраста она рекомендуется для ребенка – если на ней стоит знак «от 3-х лет», значит, она может содержать очень мелкие детали. Так что не экспериментируйте!
  • Безопасный вес. Соотнесение веса игрушки и ребенка. Сможет ли ребенок поднять игрушку? Не слишком ли она тяжелая для него? Не навредит ли себе, если ее уронит?
  • Гигиеничность. Возможность мыть и стирать игрушку.
  • Гарантия качества. Игрушки следует покупать в специализированных магазинах – это и будет гарантией того, что все необходимые требования соблюдены. На улице продавцы редко имеют необходимую документацию на свой товар. В магазинах же с этим строго, на всю свою продукцию они должны иметь сертификаты (декларации) соответствия, которые выдает производитель детских игрушек, а также сертификаты качества и гигиены. В этих документах обязательно должно быть указано время действия документа и номер партии продукции.

Помните, что экономить на детских игрушках ни в коем случае нельзя!

Некачественные игрушки могут стать причиной травм и повреждений, отравлений токсичными веществами и возникновения аллергии у ребенка.

И не забудьте помыть новую игрушку перед тем, как дать своему малышу!

раскрыть » / « свернуть

Базовые потребности ребенка на первом году жизни

Психология развития выделяет две базовые группы потребностей детей этого возраста:

  1. Физиологические потребности. К физиологическим потребностям годовалого ребенка относятся потребность в пище, воде, сне, тепле, полноценном отдыхе.
  2. Психологические потребности. Потребности к безопасности, эмоционально-близком общении с родителями, потребность в познании окружающего мира

Несмотря на то, что формально эти группы потребностей существенно отличаются друг от друга, провести между ними четкие ограничения, достаточно сложно. Главная причина – это тесная взаимосвязь между ними, формирующаяся с самого рождения и сохраняющаяся в течение всей жизни.

Базовые потребности ребенка на первом году жизни

Контакт с матерью – главное для ребенка после года

Читайте также:  Запор у грудничка что делать и как лечить

К примеру, кормление ребенка может удовлетворить не только физиологическую потребность (устранение чувство голода), но и психологическую (близкий контакт, взаимодействие с матерью).

Периоды развития ребенка в первый год жизни

Быстрые темпы развития детей вызывают изменения в их общем поведении. Выделяют несколько этапов по месяцам: до 3, 3-6, 6-9, 9-12. На каждом из этих этапов стоят разные задачи развития и воспитания ребенка, разный режим дня.

Основные задачи организации жизнедеятельности детей в возрасте до 3-х месяцев: — организовывать сон, кормление, активное бодрствование с определенным режимом; — учить засыпать без дополнительных воздействий; — развивать органы чувств зрительных и слуховых; — формировать общее эмоционально-положительное состояние ребенка и голосовые реакции; — развивать моторику ребенка; — предотвращать возникновение отрицательных привычек (сосание пальцев, засыпание на руках и прочее); — осуществлять оздоровительные и закаливающие процедуры.

Режим дня складывается из следующих элементов: активное бодрствование, сон, кормление. Правильным является такое чередование: после сна — кормления, после кормления — активное бодрствование. До трех месяцев детей кормят каждые 3 часа. Длительность бодрствования должна составлять около 1,5 часа за раз. Спать нужно 4 раза.

Искусственное вскармливание детей

Всем известно, что грудное вскармливание предпочтительнее искусственного, но не у всех женщин есть возможность кормить ребенка грудью. В таких ситуациях необходимо получить консультацию педиатра, чтобы выбрать наиболее подходящую молочную смесь для малыша, соответствующую его возрасту и состоянию здоровья.

Преимущества и недостатки искусственного питания

Многие малыши с первых дней жизни находятся на искусственном вскармливании, и с каждым годом их количество увеличивается.

Рост процента «искусственников» напрямую связан с ухудшением экологии, неправильным питанием взрослого населения, влияющим на состояние здоровья, а также с отсутствием возможности у матерей находиться постоянно рядом с детьми.

В питании новорожденного ребенка молочными смесями есть, пожалуй, одно единственное преимущество — такого малыша не придется переводить с грудного вскармливания на искусственное и его организму не нужно будет перестраиваться на новый состав питания.

В том случае, если у матери есть выбор между искусственным и естественным вскармливанием, прежде чем начать кормить ребенка молочными смесями, ей нужно ознакомиться с их положительными и отрицательными сторонами:

Плюсы

  • Возможность оставлять ребенка с родственниками или няней из-за занятости;
  • В случае пищевой аллергии достаточно просто заменить молочную смесь на более подходящую, а не искать причину в собственном рационе;
  • Возможность видеть количество выпитой ребенком смеси из бутылочки. Кормящая грудью женщина может узнать о недостающем количестве молока только в случае недобора веса малыша;
  • Частота кормлений реже, чем при естественном вскармливании. Дело в том, что грудное молоко переваривается организмом ребенка намного быстрее молочной смеси.

Минусы

  • Отсутствие в молочной смеси особых ферментов, содержащихся только в материнском молоке. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, намного чаще встречаются аллергические реакции и простудные заболевания, чем у грудничков;
  • Частое срыгивание и колики. С приемом пищи через бутылочку малыш заглатывает лишний воздух, который и становится причиной вздутия живота и ощущения дискомфорта;
  • Дезинфекция бутылочки и приготовление молочной смеси. Детей, находящихся на искусственном вскармливании принято кормить по определенному режиму, но у каждого младенца индивидуальная потребность в количестве и частоте приемов пищи, и зависит это от многих факторов. Внезапно проголодавшегося грудничка можно накормить намного быстрее;
  • Подбор смеси. На выбор подходящей смеси уходит время, а в случае, если она не подходит, страдает ребенок;
  • Финансовые затраты. Молочная смесь хорошего качества не может стоить дешево, а по мере взросления ребенка ее требуется все больше.

Таблица кормления молочными смесями по месяцам

Начало прикорма

Первый прикорм ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, можно осуществлять по достижению им 3 месяцев. Наилучший продукт для начала прикорма — яблочный сок. Начинать нужно с 0.5 чайной ложки в сутки, разбавляя его наполовину кипяченой водой. Если малыш нормально себя чувствует, можно пробовать в качестве прикорма другие натуральные соки, но не из экзотических фруктов.

Читайте также:  Как помочь ребенку при запоре: эффективные методы

При нормальной усвояемости натуральных соков, в 4-5 месяцев можно ввести в прикорм фруктовое и овощное пюре. Начинать нужно с 0,5 чайной ложки в сутки, постепенно увеличивая количество.

Через 3-4 недели после знакомства малыша с пюре, можно вводить в рацион каши (кукурузную, гречневую и рисовую). Если аллергии на лактозу нет, можно варить их на молоке. После 6-7 месяцев пищеварительная система малыша становится достаточно окрепшей, поэтому для приготовления каши можно использовать также овсяную, манную, пшеничную и ячменную крупу.

После 9 месяцев меню ребенка можно разнообразить вареной рыбой.

Схема прикорма

Послеродовые выделения из матки естественны для каждой рожавшей женщины, и продолжаются они около 6 недель.

У женщин, дети которых с первых дней жизни находятся на искусственном вскармливании, месячные могут начаться с третьего месяца жизни ребенка, но регулярными они станут не сразу.

Если после 5 месяцев после родов менструальный цикл так и не начался, или месячные слишком обильны, незамедлительно обратитесь к помощью к врачу.

Когнитивное (познавательное) развитие

К трем месяцам ребенок знакомится с причиной и следствием, выясняет, что может заставить то или иное событие произойти. Определенное действие вызывает определенное последствие: «Я ударяю по карусели рукой или ногой — она начинает двигаться», «Я трясу погремушку — она гремит». Ребенок «записывает» эти модели причины-следствия в свой активно развивающийся мозг и начинает вносить в эти модели правки, чтобы повысить их эффективность. Например, к этому времени ребенок научился плакать так, чтобы наиболее эффективно донести свою потребность до взрослого.

С разнообразными свойствами предметов: формой, текстурой, величиной, весом и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования. Предмет «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. Поэтому изменение положения пальцев в тот момент, когда рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Но не только благодаря рукам ребенок познает предметы. Многие из них он пробует ртом, в котором находится, большое количество рецепторов.

Ребенок играет с предметами

Манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: звучание, мягкость, твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Переход к манипулированию двумя руками также открывает новые свойства: расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, над или под другим предметом и т.д. Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда действует с предметами. Он исследует предметы и через них познает реальность. Получаемые при манипулировании знания о свойствах предметов являются основой для мышления. Со временем предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства. И в 8–9 месяцев ребенок уже понимает, что предмет, исчезнувший из поля зрения, не перестал существовать, а просто находится в другом месте. Это относится не только к предметам, но и к родителям. Теперь, когда вы уходите, ребенок понимает, что вы обязательно вернетесь, и уже меньше боится вас потерять. Голос из соседней комнаты, может успокоить его.

Когнитивное (познавательное) развитие

Также в этот период ребенок начинает замечать и понимать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий — например, потянув за веревочку, можно притянуть привязанную к ней машинку, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, при помощи пульта переключать каналы в телевизоре. Ребенок начинает понимать и выделять свои действия, что дает ему возможность изображать их. Так, например, он может изобразить что ест, пьет, спит «понарошку», т.е. в символической форме представить знакомые ему действия. В течение следующих месяцев количество и разнообразие таких действий стремительно увеличивается, что говорит об активном развитии мыслительных способностей ребенка.

К 6 месяцам, ребенок начинает все лучше распознавать и идентифицировать свои чувства. Например, он начинает понимать разницу между чувством голода и одиночества. И пытается передать вам этот сигнал, что он хочет покушать или он хочет объятий. Но он не только передает сигнал. Он уже считывает, насколько точно передал его, смогли ли вы понять его просьбу.

Читайте также:  Развитие грудничка в 6 месяцев: физические навыки и умения

Активно воздействие на мышление ребенка оказывают прогулки (новая среда), и конечно же, взаимодействие с другими людьми.

Общие рекомендации

Ребенок во всем берет пример с нас — и в части ухода за собой, и в части поведения, и в части общения, поэтому в первую очередь для нормального развития малыша вам нужно поддерживать в семье спокойную доброжелательную атмосферу.

  • При общении с малышом сдерживайте свое раздражение;
  • разговаривайте с близкими и малышом спокойным голосом;
  • вы должны быть уверенны в себе, тогда любые ваши решения и запреты будут безоговорочно приниматься малышом;
  • важно, чтобы все ваши домочадцы придерживались избранной вами линии, как воспитывать ребенка в 1 год жизни, ведь если папа и бабушка дадут ребенку вещь, которую вы запрещаете ему брать, малыш поймет, что вы не авторитет, а близкими можно манипулировать;
  • в процессе воспитания учитывайте проявления возрастных кризисов, если вы приучили малыша спать в своей кроватке, но он неожиданно стал проситься к вам, возможно, нужно на время уступить крохе.

Поговорим о режиме дня

Раньше к режиму относились со всей ответственностью. Был режим кормления младенцев – строго по часам. И не важно, кричит ли малыш от голода или же, наоборот, есть не хочет, его нужно кормить по часам. Если ему надо по времени спать, нужно его срочно уложить. Ничего страшного, что он бодр и весел, а сна ни в одном глазу. Надо уложить, и точка – режим ведь.

Сейчас к этому отношение изменилось. Наблюдая дистрофичных и нервных младенцев, врачи пришли к выводу, что у каждого ребёнка свой режим, который зависит от индивидуальных особенностей. И если какому-то малышу нужно 6 кормлений в день, то другому – все 8. Кто-то съедает побольше, кто-то поменьше. Некоторые дети сохраняют три периода сна до года, а другие могут к этому времени спать всего 1 или 2 раза.

Для того, чтобы определились временные границы подъёма и засыпания, родителям не нужно ставить перед собой какие-то цели. Уложить в 21:00 или в 21:30. Ребёнок в раннем возрасте осуществляет всю свою деятельность по потребностям своего организма. Ест, когда голоден, играет, когда бодр, и спит, когда устал. Понемногу корректируя временные рамки, родители увидят, что ребёнок сам может просыпаться и засыпать в определённое время. Также и с кормлением. Со временем у ребёнка формируется его личный режим питания, который будет постепенно меняться по мере его взросления.

Дошкольный возрастной этап развития у ребенка

Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения. Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас. Активно развивается речь и общение со сверстниками.

В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность.

Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.

В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения. Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.

Ребенок этого возраста должен уметь и знать:

  •  геометрические фигуры;
  • владеть понятиями о величине, длине, высоте;
  • сравнивать предметы по форме и цвету;
  • сравнивать числа;
  • математические знаки и буквы;
  • считать прямо и обратно;
  • находить лишний предметы среди предметов одного типа;
  • составлять рассказ по картинками ,соблюдая последовательность;
  • вести диалог и монолог.