Воспитатель высшей категории Лупашева Ирина Александровна

Когда исполняется 4 года ребенку, родители понимают, что он уже не такой и маленький и многое понимает, однако до полноценного взросления и становления личности в таком возрасте еще очень далеко.

Уметь воспринимать критику

Чтобы в 10 лет для ребенка критика не становилась трагедией, c самого раннего возраста нельзя его перехваливать. Если малыш привык, что все его ошибки, неудачи и плохое поведение оправдывают какими-то внешними обстоятельствами и продолжают "нахваливать", то к подростковому возрасту он будет совсем не готов столкнуться с чьей-либо критикой. А с ней в жизни приходится иметь дело абсолютно всем.

Если ребенок знает, что у него не всегда все получается идеально, чужую критику будет воспринимать менее болезненно.

Важно также объяснить малышу, что критика бывает как обоснованной, так и необоснованной. В первом случае она базируется на объективных причинах, во втором — на эмоциях критикующего, которые он не может контролировать. Чтобы выяснить, с каким видом критики пришлось столкнуться, важно уметь задавать вопросы: "Что не так с моим рисунком?", " Почему тебе не нравится моя одежда?" и т.д.

Режим питания ребенка лет.

В этом возрасте ребенок очень подвижен, соответственно и питание должно быть более сбалансированным и восполнять потраченную в течении дня энергию.

Режим питания ребенка 5 лет имеет множество отличий от меню детей раннего возраста. Стоит постепенно приближать его к рациону взрослого человека. Но следует учитывать, что пищеварительная система еще не достаточно развита.  Из рациона следует исключить острую, пряную, горькую и очень жирную пищу. Консервы можно давать осторожно и как можно реже. Представим мнение экспертов.

Специалисты считают, что норма питания составляет примерно 1980 ккал в день. Норма белков, углеводов и жиров должна быть в соотношении 1:4:1. Идеальное число приемов пищи в день – 4. Разрешается разнообразить меню самыми разными вкусами, пусть ребенок и дальше познает мир.

В весе дневной рацион питания ребенка 5 лет должен составлять примерно 1800 грамм полезных продуктов. Соответственно его надо разделить на количество приемов пищи.

Процесс переваривания у пятилетнего ребенка составляет примерно 3,5 часа, поэтому нормальный режим питания ребенка 5 лет выглядит так:

  • 8-00 завтрак — 25% от суточных колорий
  • 12-00 обед — 40% от суточных колорий
  • 15-30 полдник — 10% суточных колорий
  • 19-00 ужин — 25% суточных колорий
Режим питания ребенка лет.

Ежедневно в меню должны присутствовать мясо. овощи , фрукты, сливочное масло. Рыбу и яйцо можно давать 2 раза в неделю. Раз в неделю можно побаловать ребенка пицами и бургерами.

Режим питания ребенка 5 лет – это особенный подход. Если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос здоровым, сильным и умным, придерживайтесь этих рекомендаций!

Размер ребенка в 5 лет интересует родителей, когда они подбирают ему одежду. Разумеется, стоит знать размеры. Чтобы понимать, входит ли ваш малыш в норму. Статистика показывает следующие цифры:

  • рост от 104 до 113 см;
  • вес от 17 до 20 кг;
  • окружность головы от 51 до 53 см;
  • размер одежды 30-32.

Читайте: Ребенок 6 лет- что нужно знать об этом возрасте?

Значение родительского запрета

Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.

Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.

Читайте также:  Как правильно вести себя с ребенком с СДВГ

К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.

Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.

Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.

На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.

Осознанный запрет

Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.

Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.

Еще одна причина осознанного запрета— привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.

Неосознанный запрет

Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:

  1. Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
  2. Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
  3. Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.

Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:

  • использовать осуждающий тон;
  • запрещать любимое занятие;
  • злоупотреблять запретами.

Неудача + старание = успех

Как бы человек ни старался, все равно у каждого иногда случаются неудачи. И это отлично! Мы учим малышей, что без проигрыша невозможно победить! Поэтому наши воспитанники уверены, что даже если что-то не удалось выполнить на уроке на отлично, это не повод расстраиваться. А тем более бросать единожды начатое.

Неудача + старание = успех

Важно как можно раньше понять, что ошибаться — нормально. Это закаляет характер, делает ребенка увереннее в своих силах, учит спокойнее относится к неудачам. Так повышается самооценка, и в дальнейшем подобный опыт очень пригодится каждому ученику.

Речевое развитие

В 4 года речевое развитие продолжает идти колоссальными темпами и около 90% детей произносят все слова правильно, их речь понятна незнакомцам. Некоторые звуки все еще могут вызывать определенные сложности (например, «р», «с», «л»). Обычно эта проблема исчезает сама по себе к шести годам. Если вас сильно беспокоит это, вы можете обратиться к логопеду или заниматься с ребенком самостоятельно.

Продолжайте мотивировать кроху учить новые слова, расширять его словарный запас и улучшать произношение. Посещение детского сада значительно ускоряет речевое развитие у ребенка, поэтому, если ваш отпрыск еще не посещает это заведение, вам следует рассмотреть такую опцию. Там дети учат новые песенки и стишки, вынуждены общаться в теми, кто их (в отличие от родителей) не всегда понимает.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

  1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
  2. Действовать по образцу.
  3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
  4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
  5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
  6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
  7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
  8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
  9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
  10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
  11. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).
  12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
  13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
  14. Ориентироваться во времени.
  15. При необходимости обращаться за медицинской помощью.
  16. Уметь позвать на помощь, знать элементарные правила безопасности жизни.

Что должен уметь ребенок в возрасте лет

Согласно мнению специалистов, в аспекте физического развития, 4-летний ребенок должен уметь выполнять следующие действия:

  • стоять на одной ноге в течение не менее 5 сек;
  • прыгать на одной ноге;
  • прыгать на двух ногах (на месте, в длину);
  • опускаться/подниматься по лестнице, равномерно переставляя ноги. При подъеме/спуске по лестнице можно вместе с малышом считать ступеньки, — это поможет ему лучше запомнить цифры;
  • ловить мяч обеими руками, не прижимая последний к груди;
  • бегать, с минимальным количеством падений.
Читайте также:  Нужна ли ребенку вода на грудном вскармливании

В плане психологического развития, дети 4-летнего возраста должны уметь:

  • отличать левую и правую стороны, верх и низ;
  • распознавать отличие между величинами (маленький/большой, один/много);
  • ориентироваться в цветовой гамме (распознавать 7 основных цветов);
  • уметь считать от 0 до 9;
  • знать основные геометрические фигуры, и уметь распознавать их (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • уметь складывать конструкторы, пазлы (для соответствующих возрастов);
  • пересказывать услышанные тексты (сказки, статьи из детских журналов);
  • описывать увиденную картинку 2-3 предложениями;
  • знать основные профессии (доктор, учитель, строитель), и что выполняют люди той или иной профессии (учитель учит, доктор лечит);
  • различать виды домашних животных, называть детенышей каждого вида;
  • знать название деревьев, которые растут в районе проживания ребенка; несколько видов цветов;
  • знать свою фамилию, имя, возраст, имена родителей, бабушки и дедушки, город, в котором он проживает.

В бытовых условиях ребенку данного возраста необходимо уметь:

  • самостоятельно есть;
  • одеваться/раздеваться;
  • расчесываться;
  • складывать свои вещи;
  • застегивать молнию, развязывать шнурки;
  • мыть руки с мылом, вытирать их полотенцем;
  • чистить зубы.

В этом возрасте для лучшего освоения окружающего мира и развития необходимого комплекса умений ребенка можно попробовать сводить в театр либо цирк. Не стоит выбирать в первый раз места в первых рядах, — малыш может испугаться и в дальнейшем откажется посещать мероприятия такого рода. Полезными для общего развития будут также экскурсии по достопримечательностям родного города (музеи под открытым небом, парки, скверики).

Как воспитывать детей 4-х лет

От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.

Нет точных рекомендаций, как воспитывать детей. Каждый ребёнок индивидуален. Но есть общие принципы воспитания четырехлетних ребят:

Как воспитывать детей 4-х лет
  • Культурный досуг. Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
  • Похвала по маленьким и большим поводам. Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
  • Навыки самообслуживания. Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
  • Наблюдение у врача. Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
  • Здоровая пища. Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
  • Режим. Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
  • Полезные игры. Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
  • Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
  • Поиск друзей. Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
  • Правила без исключений. Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.
Читайте также:  Жаропонижающие средства для детей: список лучших от 1, 2, 3 лет

Психическое развитие ребенка

Дети 4-х лет очень эмоциональны, их реакция на происходящее может очень быстро меняться, так как психика еще не такая устойчивая, как у детей в 6 лет. Очень многое начинает зависеть от ситуации, настроения ребенка и его потребностей в данный момент. Малыш без стеснения может показать свою агрессию, обиду, стыд, гнев, расстроенное состояние. Однако именно в 4 года проявляются качества доброты, сопереживания и отзывчивости, проницательности и дружелюбия.

К 4 годам ребенок еще не умеет оценивать себя, поэтому ему свойственны сомнения в собственных силах, обида на критику и нежелание признавать свою вину. И именно в этот период происходит осознание себя как личности. Поэтому в воспитании должна присутствовать похвала, оценка его поступков и одобрение. А вот осуждение должно сопровождаться правильными словами и с очень аккуратным посылом.

Поводы для беспокойства в года

Развитие ребенка в 4 года во многом зависит от индивидуальных особенностей, социальных условий и т.д. Сильно переживать, что он в своем возрасте не умеет и не знает чего-то, что умеют и знают ровесники, нельзя. Однако если у четырехлетки наблюдаются слишком заметные признаки отставания в плане развития от других малышей, стоит повести его к врачу и принять соответствующие меры.

Причинами для беспокойства являются такие явления:

  • постоянная боязнь или стеснение, или же частые проявления агрессии;
  • боязнь оставаться с няней, бабушкой или воспитателями в саду, страх остаться без родителей;
  • отсутствия желания играть с другими детьми;
  • ограниченные интересы;
  • нежелание идти на контакт с людьми;
  • не может запомнить свое имя и фамилию, назвать их при необходимости;
  • не способен выражать широкий спектр эмоцию;
  • не умеет строить башню из кубиков;
  • не может провести линию карандашом;
  • отсутствие навыков самостоятельного приема пищи или приема ванны;
  • ребенок не может одеваться и раздеваться сам, чистить зубы, мыть и вытирать руки.

Также нужно обратить внимание на то, что малыш отказывается делать то, что он без проблем умел делать до этого. Обязательно сообщите врачу о подобных явлениях, часто это свидетельствует о замедлении развития или его нарушении. Однако все лечится.

Во многом успешному развитию ребенка способствуют родители. Очень важно, чтобы они не препятствовали его желанию знать больше и учили его правильно общаться с другими – не мешать при разговоре взрослым, благодарить их за подарки и действия. Кроме того, поощряйте артистические навыки малыша и помогайте их развивать, не настаивайте заниматься его тем, чем ему не нравится.

Как мы видим, в 4 года дети уже многое умеют и знают. Родители должны при этом не мешать им познавать мир и всячески способствовать тому, чтобы малыши стремились узнать о нем больше.