Вы уже ознакомились с нашими товарами?

Детская психология устроена довольно интересно. Прежде, чем стать педагогом, молодой специалист изучает множество методик и учебников, рассказывающих, как правильно найти подход к ребенку. Но как же поступить родителям? Ведь быть мамой и папой в ВУЗах не учат. Молодым родителям следует помнить, что одним из важнейших психических процессов развития человека является память. Ее нужно постоянно тренировать, начиная с самого рождения.

Особенности детской памяти

Память — это способность психики воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию. Она является основой развития способностей ребенка, условием обучения, приобретения знаний и навыков. Память бывает:

  • Эмоциональная — запечатление в мозгу событий, связанных с переживаниями: радостью, страхом, огорчением.
  • Двигательная — заучивание различных физических действий формирует у детей ходьбу, бег, письмо.
  • Образная — способность запоминать информацию, полученную с помощью органов чувств. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной и обонятельной.
  • Словесно-логическая — направлена на заучивание текстов посредством слухоречевого аппарата.

Развитие каждого вида памяти начинается в определенном возрасте. На первом году жизни ребенок запоминает движения и эмоции. В двухлетнем возрасте у малыша начинает развиваться образная память, и только в 5-6 лет — стартует словесно-логическая. Кроме того, существует два вида сохранения информации: кратковременная и долговременная. Развитие последней принципиально важно для детей младшего школьного возраста. Ведь ребенку надо научиться запоминать материал на уроке и возвращаться к нему на контрольных или при выполнении домашнего задания.

У детской памяти есть свои особенности. Важно знать, что у детей может быть лучше развита одна из них. Кто-то запросто запоминает информацию, которую записал, но не помнит того, что услышал. Другие эмоционально цитируют диалоги героев мультфильмов, но не могут вспомнить что учитель сказал принести к уроку. У мальчиков лучше развивается двигательная память, а у девочек — образная и долговременная. Для детей одинаково важны любые способы запоминания, поэтому развивать надо все виды памяти и предпочтительно это делать в игровой форме. Читайте больше интересных статей в нашем блоге.

Упражнения для развития памяти

  1. Цветные слова На картинке изображены слова, написанные разными цветами. Нужно произнести вслух не само слово, а цвет, которым оно написано. Когда дойдешь до конца текста, повтори упражнение в обратном порядке.

    Непростая задачка, правда? Дело в том, что твое правое полушарие пытается назвать цвет, а левое — заставляет произнести слово. Таким образом ты тренируешь оба полушария мозга, помогая установить новые связи между ними, тренируешь навыки концентрации и изменяешь объект внимания. Эта техника помогает предотвратить болезнь Альцгеймера.

  2. Таблица Шульте Прекрасный тренажер периферийного зрения, внимания и скорости чтения! Во время выполнения упражнения таблица Шульте должна находиться на расстоянии примерно 30–35 см от глаз, как при чтении книги. Сфокусируйся на цифрах в центре, чтобы охватить всю таблицу целиком. Старайся не бегать взглядом по таблице.

    Находи числа в порядке возрастания от 1 до 25, без пропусков и как можно быстрее, стараясь не произносить их вслух. Очень важно не отрывать взгляд от центра и искать числа только периферическим зрением. Новички справляются с заданием за минуту, но твоя цель — найти все числа за 10 секунд.

    В этом упражнении главное — не отыскать числа, а, глядя в центр таблицы, ясно видеть одновременно и центральную, и соседние цифры вокруг. Благодаря занимательной таблице ты натренируешь свой угол зрения и научишься выхватывать важную информацию в море текста.

  3. Знаки пальцами Тебе нужно сложить пальцы правой руки, изобразив ими символ «мир». А пальцы левой руки в знак «ОК». Затем поменяй руки и проделай упражнение еще несколько раз. Потренировавшись складывать пальцы на руках отдельно, попробуй изобразить эти символы одновременно двумя руками.

    На первый взгляд кажется, будто нет ничего сложного. Но ты сразу почувствуешь, как непросто синхронно делать двумя руками разные действия. Возможно, это упражнение покажется тебе баловством, но на самом деле оно очень помогает увеличить концентрацию, внимание и способность быстро переключаться с одной задачи на другую.

  4. Письмо одновременно двумя руками Говорят, что такие известные личности, как Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Пол Маккартни, Бенджамин Франклин, Марк Нопфлер и Киану Ривз, одинаково владели двумя руками. Если научиться этой технике, то можно отлично натренировать свою память.

    Тебе нужно взять 2 листа бумаги и по одному карандашу или ручке в каждую руку. Начинай чертить геометрические фигуры, писать буквы или слова одновременно обеими руками. Обязательно старайся двигать руками абсолютно одинаково, иначе толку от упражнения не будет. Этот трюк научит твой мозг выполнять сразу несколько задач одновременно быстро, не теряя в качестве.

    Кроме того, попробуй менять руку при выполнении привычных занятий, таких как чистка зубов, бритье, расчесывание волос, нанесение кремов. Если ты пользуешься правой рукой, то начни часть действий выполнять левой. Вскоре ты заметишь, как легко и быстро сможешь переключаться с одного дела на другое.

© DepositPhotos

Делать что-либо с закрытыми глазами можно не только в переносном, но и в буквальном смысле. Это очень мощная прокачка мозга и новые ощущения. Все мы в быту выполняем множество автоматических действий, над которыми даже не задумываемся. Попробуй принимать душ, мыть посуду на ощупь или зашнуровывать обувь с закрытыми глазами.

© DepositPhotos

Меняй привычные маршруты перемещения, чтобы активизировать свою память. Мы писали о том, что мозгу нравится еда, богатая фосфором (горький шоколад, красная рыба, яичный желток, миндаль, молочные продукты), калием (бананы, авокадо, пророщенная пшеница, апельсины) и магнием (арахис, семечки, соя, продукты из цельного зерна).

© DepositPhotos

Помни: для того чтобы оставаться молодым душой и телом в зрелом возрасте, в первую очередь нужно заботиться о своем уме и выработать правильные жизненные установки. Если тебя волнует, какими будут твои интеллектуальные способности в будущем, заведи привычку выполнять упражнения для мозга и памяти уже прямо сейчас.

Обязательно расскажи родным и друзьям о мозговой гимнастике, чтобы научить их эффективной профилактике старческого слабоумия!

Игры для развития памяти ребенка

Разработаны специальные игры для развития памяти ребенка. Конечно, если ребенок развивается нормально, то можно не нагружать его игровой процесс обучающими моментами. В большинстве случаев ребенку вполне достаточно активного общения с родителями и ровесниками. Но в любом случае такие игры будут полезны каждому малышу, тем более что они придутся по душе, как самому крохе, так и родителям. Примерно с десятимесячного возраста рекомендуется играть с ребенком в простейшие игры на развитие внимания: «где мама?», «найди игрушку» или «что пропало?». С малышом после года можно играть в повторялки, когда кроха имитирует все действия мамы и повторяет, сказанные ею предложения. Такие нехитрые игровые упражнения способны существенно увеличить интеллектуальный потенциал ребенка.

Итак, вот несколько основных игр для развития памяти ребенка:

  • Найди пару. Данная игра требует некоторой подготовки, следует изготовить 10 пар карточек с любыми картинками. Для ребенка разного возраста можно изменять тематику картинок: предметы обихода, животные, овощи и фрукты, буквы и пр. В начале игры на стол выкладывают все карточки тыльной стороной вверх и поочередно открывают по одной паре карточек. При совпадении картинок, открывший игрок забирает карточки себе, а при несовпадении – кладет карточки на прежнее место. Победителем оказывается тот, кто откроет большее количество парных карточек. Цель игры – запоминание расположения ранее открытых картинок. Подобные игры есть сегодня и в компьютерной версии, но для маленького ребенка предпочтительнее реальные игры.
  • Исправь ошибку. Прочитав или рассказав ребенку какую-либо сказку, предложите рассказать ее еще раз, специально допуская ошибки. Ребенок должен замечать неточности и исправлять их.
  • Кто где сидел? Ставится стул посередине комнаты, на который усаживают несколько игрушек. Игрушки отправляются на прогулку и по возвращении не могут вспомнить, на каком месте они сидели. Ребенок должен воспроизвести их первоначальное расположение.
  • Что пропало? Данную игру можно проводить в различных вариациях, главное запомнить принцип: перед ребенком располагаются определенные предметы, он должен посмотреть на них, запомнить и отвернуться, а в это время взрослый убирает один предмет. Задача ребенка определить, что именно исчезло и на каком месте оно находилось.

Детям от года

Игра в сказки

Ближе к трем годам дети запоминают большое количество сказок. Можно выбрать самую любимую, которая перечитывалась неоднократно. Задача этой игры заключается в том, что ребенок должен найти несоответствия с настоящей сказкой и подсказать взрослому свой вариант (правильный). Например:

Курочка Рыжа.

Жил одинокий дед. И была у него курочка Рыжа. Снесла однажды Рыжа золотое яичко. Оно было такое хрупкое…

Так можно продолжать до бесконечности. Фантазия поможет сделать игру увлекательной и веселой.

Можно ли натренировать память

Развить память стараются те, кому это необходимо по роду деятельности, и те, кто заботится о своем кругозоре и пытается больше знать об окружающем мире. Если вам сложно запомнить номер телефона, нужный адрес или название книги, значит процесс запоминания пошел не так. Для того, чтобы информация надежно задерживалась в голове, ее можно натренировать.

Ребенку

Развивать память нужно буквально с пеленок, во взрослом возрасте это избавит человека от многих проблем с усвоением, переработкой и воспроизводством информации.

Для этого родителям советуют использовать несколько трюков, которые будут держать мозг ребенка в тонусе:

  • Говорите с ребенком. Важно давать малышу возможность выговориться. Спросите, как прошел его день, чем он занимался, чем занимались другие дети. Поначалу рассказ может выйти сбивчивым, но со временем его рассказы будут обрастать новыми деталями, а качество памяти улучшится.
  • Читайте книги. Простой совет, который поможет развить вербальную память. Сказка на ночь поможет ребенку составлять зрительные образы и запоминать новые слова, выученные наизусть стихотворения помогут пополнить словарный запас.
  • Играйте в слова и ассоциации. Зрительная память – одна из важнейших при развитии ребенка. Ему гораздо проще запоминать слова, видя перед собой предметы. Например, можно играть с ребенком в игру, в которой нужно сгруппировать карточки с картинками овощей, фруктов, растений, животных.
Можно ли натренировать память

Главное в занятиях с ребенком – системность и постоянство. Если заниматься развитием памяти с младшего возраста, в будущем это позволит ребенку преуспеть в учебе и выбранной профессии.

Взрослому человеку

Взрослому человеку сложнее развить память, чем ребенку, но это возможно. Как и в случае с детьми, нужно придерживаться системности и постоянно прокачивать этот навык. Самый действенный способ – заучивание отрывков текстов и стихотворений. Мозг настраивается на запись информации, тренируется структурировать полученные знания и воспроизводить их в положенном порядке.

Также можно попробовать свои силы во всевозможных играх на запоминание. В некоторых требуется запомнить последовательность чисел, где-то нужно определенный промежуток времени смотреть на фигуры, а потом постараться их нарисовать. Помочь в развитии памяти могут игры на логическое мышление, например, шахматы, или участие в викторинах, которые, помимо всего прочего, расширят кругозор.

Натренировать память можно и сидя за рабочим столом, возьмите ближайший к вам предмет, посмотрите на него 20 минут, спрячьте и постарайтесь подробно его описать. Это упражнение отлично развивает зрительную память.

Какие виды памяти преобладают в дошкольном возрасте

Активизация памяти дошкольника происходит благодаря восприятию. Информация к ребенку поступает через зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные рецепторы. Получаемые сигналы складываются в определенный образ, который запоминает ребенок. По этой обусловленной природой причине преобладающим видом памяти у дошкольников является образная.

Интенсивно развиваются следующие виды памяти у дошкольников:

  • образная
  • словесная
  • двигательная

Образная память помогает ребенку осваивать новые понятия и расширять запас слов.

Услышав, что зебра – это «полосатая лошадка», малыш живо формирует образ животного. Новой информацией для него больше выступает непосредственно слово «зебра».

Возможно, детское воображение нарисовало и не совсем похожий образ. В реальности он скорректируется. Тем временем, новое слово уже прочно осядет в лексическом запасе дошкольника. Происходит становление словесно-логической памяти.

Таким образом, развитие памяти в онтогенезе проходит путь от преобладания образной к использованию словесных форм. Можно сказать, что речь переводит память дошкольника на более высокую ступень и повышает ее продуктивность.

Двигательная память в дошкольном возрасте ориентируется на заданный образец. Это уже не те простейшие движения (собрать пирамидку, продеть в петлю пуговицу), которые осваиваются в раннем возрасте. Дошкольник, глядя на взрослого, обучается танцевальным движениям. Осваивает такие сложные бытовые операции, как завязывание шнурков, пришивание пуговицы.

Память детей младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте образы формируются на основе практических действий. Ребенок 3-4 лет познает мир через действия, так и запоминает главное для себя.

Сохраняется информация отрывочная, в виде образных единичных представлений. Так, ребенок может испугаться Деда Мороза, и никакие пояснения, что в этот костюм к очередному празднику нарядился папа, не помогут.

В этом возрасте запоминаются наиболее эмоциональные события, яркие предметы, часто повторяемые действия.

Разделение признаков, их обобщение при осмыслении и запоминании формируется благодаря развитию речи. Когда дошкольник осваивает больше понятий, использует слова, становится более устойчивым и его восприятие. Это, в свою очередь, помогает ребенку связывать содержание с определенным словом и запоминать в виде образа. Но у младших дошкольников такое связывание происходит непроизвольно.

Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте

Чем старше становится дошкольник, тем сильнее становится связь между памятью и мышлением. Ребенок овладевает родным языком, учится анализировать, сравнивать и обобщать. Как следствие, образы запоминаются с помощью мыслительных операций.

Старший дошкольник сам составляет описательные определения, чтобы запомнить новое понятие. «Эскалатор – тоже лестница, только движется», «Ежевика так называется, потому что она вся в колючках, как ежик».

Но в старшем дошкольном возрасте, чтобы запомнить и припомнить, опора в виде образа нужна не всегда. Стихи запоминаются своим ритмом и рифмами, так как развивается звуковая культура речи. В пересказе прослушанной сказки или истории дошкольник опирается на логическую последовательность событий. Хотя в равной степени может представлять себя в роли одного из персонажей, что способствует запоминанию.

Особенности запоминания и воспроизведения в старшем дошкольном возрасте проявляются еще и в том, что постепенно приобретают произвольный характер.

Читайте также:  Выпадение волос при грудном вскармливании, лечение